Методы контроля качества битума и асфальтобетона

Россия — один из крупнейших производителей и потребителей битума в мире. Рынок активно развивается за счет государственных программ по ремонту дорожной сети. Около 15,5 миллиона тонн битума и битумных материалов понадобится для развития российских автомобильных дорог до 2024 года, в том числе 4 миллиона тонн – в 2021 году. В прошлом году в стране введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции порядка 2,3 тысячи километров автодорог, а отремонтировано более 20 тысяч километров.

Васильев Юрий Эммануилович, д.т.н, заведующий кафедрой  «Дорожно-строительные материалы» МАДИ, член «Российской академии транспорта» рассказал о контроле качества битума в Российской Федерации:

«В обязанности заводских лабораторий входит осуществление входного контроля на соответствие нормативным документам. За время, отведенное на слив битума на асфальтобетонном заводе, практически не удается осуществить в полной мере входной контроль материала. При этом, контроль битума осуществляется с существенным запаздыванием по отношению к технологическому процессу. В связи с этим, в последнее время мы находимся под впечатлением от результатов независимого опроса участников дорожно-строительной отрасли о качестве дорожных вяжущих, проведенного содружеством дорожных экспертом СоюзДорНИИ весной ткущего года. Исходя из результатов опроса, следует, что большая часть потребителей получает битум через посредников, которые в большинстве случаев интересуются не качеством поставляемого продукта, а оптимальностью логистических схем. Кроме того, 13% битума поставляется при температуре выше нормы, а 17% ниже нормы. Лишь 27% потребителей осуществляет постоянный контроль качества поступающего битума, а 73% через раз. Также отмечается, что  57% респондентов указывают, что параметры битума не соответствуют прилагаемому паспорту. Исходя из приведенных данных, следует, что ориентироваться на данные паспорта в большинстве случаев мы не имеем возможности. В связи с этим, так или иначе требуются методы, обеспечивающие ускорение способов получения необходимой информации. Несколько лет назад в Московском автомобильно-дорожном институте был разработан прибор, который позволяет в течение 5 минут осуществить оперативную проверку и получить информацию об основных показателях битума. Сегодня мы прекрасно осознаем, что не все производственные лаборатории обладают необходимыми специалистами и приборным оснащением. Общаясь с производственными лабораториями, мы сталкиваемся с фактами, что в некоторых лабораториях испытывают горячие образцы, в некоторых принудительно охлаждают образцы — в любом случае, во многих лабораториях, где имеются квалифицированные специалисты, которые болеют за качество выпускаемой продукции, осуществляется всевозможные доморощенные методы испытаний, которые так или иначе во благо, ведь исполнитель хочет оперативно получить информацию о продукции.  На заводах достаточно часто практикуются доморощенные методы испытаний, например, охлаждение образцов в холодной воде или холодильнике, в то же время, в Белоруссии еще в 2008 году появился государственный стандарт на асфальтобетонные смеси, который позволил воспользоваться экспресс методами испытаний. При этом, необходимо отметить, что за последнее время появилось много новых, крайне интересных нормативных документов, к сожалению, эти документы переняли методологию проектирования, приборное оснащение, методы испытания, но не менеджмент качества. В частности, когда мы говорим об опыте США, то еще в 1998 году был выпущен сборник «Контроль качества и приемка горячей асфальтобетонной смеси запроектированной по методу Superpave. К сожалению, официально этот документ не переведен на русский язык, хотя в нем очень много полезной информации. В этом документе отмечается, что если мы хотим обеспечить качество асфальтобетона, мы обязаны отбирать и тщательно хранить контрольные пробы материалов. В обязательном порядке должны осуществляться межлабораторные испытания, осуществляться построение контрольных карт процесса производства. Переход на новую нормативную базу в России не предполагает этих инструментов». 

Юрий Эммануилович также рассказал об эксперименте по укладке различных асфальтобетонных смесей на МКАД по указанию Сергия Семеновича Собянина. Предполагается укладка 7 составов. планируется оценить работоспособность материалов как на правых, так и на левых полосах движения. Протяженность каждого участка — 400 метров. На сегодняшний день уложены опытные участки по левым полосам движения по 4 и 5 полосам движения МКАД и сейчас приступают к укладке правых полос движения. Юрий Эммануилович выразил надежду, что результаты мониторинга за этими участками позволят однозначно сделать выводы о преимуществах и недостатках тех или иных смесей.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика