Транспортный дизайн: тренды современности

На заре автомобилестроения не существовало правил и ограничений по поводу безопасности пассажиров и окружающих, многие детали для автомобилей создавались вручную, а количество выпускаемых автомобилей было значительно меньше. Все эти факторы сильно влияли на разнообразие дизайна автомобилей прошлого и их внешний вид. Так, до середины 20-х годов ХХ века в дизайне автомобилей прослеживались формы конных экипажей. Автомобили, которые выпускались с середины 20-х до середины 30-х годов, были выполнены в стиле Art Deco, который тесно связан с динамикой, мощностью и скоростью. Затем автомобиль характеризовался обтекаемыми формами, а в 50-х годах для автомобилей были характерны метафорические формы кузова, напоминающие элементы дизайна самолетов и ракет. На сегодняшний день, после всех эволюций и принятия законов о безопасности, дизайн автомобиля оставляет не очень много маневров для изменений, однако транспортный дизайн не стоит на месте.

Алексей Шарков, шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций ООО «ЛАБ:2050» рассказал о меняющихся трендах в автомобильном дизайне.

«Когда мы говорим о транспорте, следует понимать, что для каждого поколения приоритеты меняются. Особенно это заметно на примере личного автомобильного транспорта — то, что важно было людям одного поколения, совсем не близко современной молодежи. Более того, сегодня люди закладывают другой смысл в отношении к транспорту, который перестал являться неким средством самовыражения. Кажется, личный транспорт больше не имеет той значимости, что была ранее. Развитие каршеринга показывает: человеку все равно, что это за автомобиль — ему важно переместиться из точки А в точку Б. При этом человеку становится важна бесшовность — поддержка уровня комфорта вне зависимости от того летит ли он в самолете, находится в автомобиле, автобусе или электричке», — отметил Алексей Шарков.

Владимир Шипилов, руководитель направления промышленного дизайна в компании АО «Трансмашхолдинг» отметил общие принципы промышленного дизайна, которые сегодня тесно связан с автомобильным.

«Транспорт — это одна из больших комплексных систем, где происходит огромное количество взаимодействий в ограниченном пространстве. На исследование промышленного дизайна как кроссплатформенной дисциплины, которая смотрит на объект со всех сторон, тратится до 50-70% времени от разработки. Это большой блок работы, низ айсберга, который для многих невидим. Среди принципов я выделю: работы с эргономикой, исследование и угадывание сценариев взаимодействия, работа по улучшению уровня комфорта. Сегодня транспорт начинает все больше втягивать в себя принципы дизайна, который связан с пользовательскими сценариями. Именно поэтому происходит интеграция методов — аналитики с дизайном, — рассказал Владимир Шипилов, пояснив различия транспортных дизайнеров от промышленных. — Транспортные дизайнеры работают со стилистическими решениям. Промышленные дизайнер думает о сценариях взаимодействия. Однако на примере компании «Трансмашхолдинг» я вижу, как эта грань стирается, а транспортные дизайнеры включены в сценарийность непосредственного того, что происходит на транспорте».

Алексей Якименко, доцент кафедры транспортного дизайна в МГХПА имени Строганова рассказал о принципах подготовки кадров в области транспортного дизайна: «Мы футурологи поневоле, мы делаем не автомобили, а людей, которые будут делать эти автомобили через какое-то время. Студенты, которые заканчивают бакалавриат сейчас, влиять на что-то в индустрии будут лет через 20. Я лично считаю, что автомобиль в среднесрочной перспективе уйдет в такую же нишу, как сейчас лошадь. Объясню почему: логика, в которой проектируется беспилотный автомобиль — это логика железнодорожного купе, это капсула вокруг пассажира, занимающегося какими-то автономными делами, не связанными с управлением. Принципиально это не автомобиль, хотя он и движется по дороге. Уход экстерьера из поля зрения уже произошел — если мы сравним, что было с автомобилями во времена детройтского барокко и серию одинаковых объектов, которые сейчас ездят по дорогу. Это разные совершенно по масштабу явления. Действительно не так интересно рисовать экстерьер автомобиля, если разница между Cadillac и Kia очень условна. Остается интерьер, и здесь важен опыт пользователя (UX-design), важно почувствовать, что человек почувствует, что он увидит, быть может услышит как запах, если технологии позволят. Мы в МГХПА имени Строганова стараемся учить эмпатии, потому как любое проектирование опыта пользователя начинается с того, что ты должен встать на место того человека, для которого ты это проектируешь. Мы не можем сейчас учить каким-то технологиям, мы не можем учить всерьез 3D-моделированию, потому как софт изменится. К моменту выпуска студентов, он будет уже не актуален, поэтому основное, чему мы учим — думать, анализировать пользовательские предпочтения и, исходя из этого уже что-то строить. Дизайнер — не художник, но должен понимать про цвет, графику, форму, но это не про искусство, а про психологию внутреннего восприятия».

Отметим, что в 2022 году именитые автопроизводители удивили общественность технологическими решениями и фантастическими концепциями. Так, BMW выпустили модель  iX Flow с возможностью мгновенно менять цвет. Концепция задействует электронные чернила, более известные как E-Ink.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика