Формирование комфортной городской среды: роль общественного транспорта

Министерства транспорта Российской Федерации утвердило порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внеуличного транспорта и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. С полным документом можно ознакомиться на портале. Об актуальности обеспечения доступности систем городского общественного транспорта говорит тот факт, что в России проживает около 35 млн. маломобильных граждан. Это тот потенциал, который в силу недоступности самого транспорта не может им воспользоваться, при этом потери несут все стороны: потребители не получают услуги, транспортники доходы, муниципалитеты налоги, производство – трудовые ресурсы. Предпринимаемые в настоящее время меры не дают ощутимых результатов, поэтому необходимо совершенствовать подходы к обеспечению доступности среды и системы городского общественного транспорта.

Илья Зотов, председатель всероссийского объединения пассажиров, член Общественного совета при Министерстве транспорта России рассказал о развитии инклюзивного транспорта в России: «В регионах такого транспорта всего 20%, то есть, каждый 5-ый автобус оборудован устройствами: пандусами, устройствами для слабовидящих или слабослышащих людей. Эта цифра крайне низкая, через 5 лет по стратегии развития транспорта у нас должно быть порядка 100% оборудованного транспорта и, к сожалению, это вряд ли возможно. Что касается проблем городского пассажирского транспорта, основными проблемами являются остановки общественного транспорта. Остановки зачастую не имеют навеса, следовательно, люди на коляске вынуждены ждать в непогоду. Остановки в целом малопригодны для использования — они имеют разный уровень с транспортом, исходя из чего войти в транспорт достаточно сложно, даже если он оснащен пандусом. Большой проблемой можно назвать клиентоориентированность персонала — водители не готовы помочь пассажирам, даже при наличии всех технологических средств. Сегодня, если помощь оказывается, то это скорее жест доброй воли, а не норма по умолчанию. Также, во многих городах все еще отдается приоритет маршруткам, а не низкопольным автобусам. Маршрутка неудобна не только пассажирам на коляске, но и слабовидящим пассажирам, в них неудобно заходить, двери надо открывать и закрывать самостоятельно». Илья Зотов назвал несколько вариантов решения вышеперечисленных проблем, а именно, интеграция с Яндекс транспортом, чтобы у пассажиров появилась кнопка оповещения водителя. В данном случае водитель принимает сигнал и знает, что ему будет необходимо оказать помощь на определенной остановке. Илья подчеркнул, что такое решение должно быть реализовано во всем городе, а не на одной улице или одном маршруте. Он также упомянул о проблемах с железнодорожными перевозками для людей с ограниченными возможностями: «Существует проблема дефицита мест, проблема с бронированием мест день в день. Порядка 45 млрд рублей тратится на реконструкцию вокзалов, к сожалению, средства тратятся неэффективно и здесь надо выступать с инициативой, чтобы инклюзивное сообщество принимало участие в сдаче самых крупных объектов». Эксперт поделился — в ближайшее время совместно с ВЭБ.РФ будет сделан рейтинг регионов по доступности транспорта и транспортной инфраструктуре: «Есть задача понять, в чем проблема и делиться технологиями улучшения инфраструктуры. В рамках этого проекта будем проводить встречи с крупными транспортными компаниями и губернаторами». 

Отметим, что по мнению половины россиян, несмотря на возможности современной медицины, люди с инвалидностью не могут вести полноценный образ жизни. Наибольшие проблемы с адаптацией под потребности людей с инвалидностью отмечены в сферах транспорта — 59%. Эксперты московского штаба ОНФ регулярно проводят итоги мониторинга доступности общественного городского транспорта для маломобильных групп граждан в различных регионах страны, так, эксперты успели проверить доступность автобусов и троллейбусов Москвы, Сочи, Воронежа и Тюмени, а также электричек сообщением Москва – Иваново – Москва, Москва – Лобня – Одинцово – Москва, Москва – Владимир – Москва и поездов дальнего следования – Москва – Сочи и Москва – Адлер. По словам активистов, в некоторых городах доля транспорта с доступной средой 50-60% от всего автопарка, а пассажиры и водители попросту не привыкли к появлению инвалидов-колясочников в общественных местах и зачастую даже не знают о том, что некоторые автобусы в их городе оборудованы пандусами.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика