Проблемы импортозамещения цифровых технологий в авиационной отрасли

Недавно Правительство РФ утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, в рамках которой на создание эффективной инфраструктуры в авиаотрасли будет выделено более 770 миллиардов рублей. Как сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, из этих денег свыше 150 миллиардов будет перечислено на обеспечение авиаперевозок уже до конца текущего года. Согласно утверждённому плану, до 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить более 1 тысячи отечественных самолетов, более 760 вертолетов, около 5 тысяч двигателей для самолетов и вертолетов. Несмотря на такую поддержку, в отрасли есть еще целый ряд проблемных моментов, которые требуют незамедлительного решения, например, сервисы.

Дмитрий Смирнов, заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», к.т.н., академик Международной Академии связи рассказал о том, как обстоят дела в сфере информационных систем и сервисов авиационной отрасли.

«Весной этого года Приказом министра транспорта РФ предприятие было определено отраслевым центров компетенций по импортозамещению программного комплекса в транспортной отрасли. Создание отраслевых центров компетенций было осуществлено в исполнение поручения Президента РФ. Эти центры строятся по иерархическому принципу, где головной центр создан на базе НИИ «Восход» при Министерстве цифрового развития РФ. ФГУП «ЗАщитаинфотранс» совместно с НИИ «Восход» в основном занимается вопросами тестирования критической информационной инфраструктуры предприятий транспортной отрасли. 

Безусловно авиация — отрасль, которая изначально наиболее глубоко интегрирована в международное отраслевое сообщество. Именно поэтому задача импортозамещения наиболее сильно коснулась именно этой отрасли. Помимо прочего, наблюдается высокий уровень проникновения зарубежных информационных систем и сервисов. Так как авиация является отраслью, которая тесно связана с международным сообществом, необходимо использовать типовые цифровые решения и стандарты работы. Исторически отрасль ориентирована на применение иностранных решений и сервисов. 

В работе выделили пять категорий информационных систем: системы, обеспечивающие основную деятельность авиакомпаний, обеспечивающие деятельность аэропортов, обеспечивающие воздушное судно и экипаж информацией для осуществления авиаперевозок, системы, обеспечивающие информационный обмен между участниками воздушных перевозок и государственные системы. При этом, необходимо выделить наиболее критичные категории с точки зрения транспортной и информационной безопасности. Это системы информационного взаимодействия, включая авиационную телеграфию,  системы цифровой связи «земля-воздух-земля», картографические информационные системы, планирования полета, бронирования и продажи авиабилетов. 

Многие из данных систем в принципе не имеют отечественных аналогов. Более 50% основных критически важных бизнес-процессов построены на технологиях и программных продуктов иностранных вендоров. Российские программные продукты, как правило, обладают более низкими функциональными возможностями и характеристиками, а также в основном разработаны на устаревших, проприетарных или импортозависимых технологических платформах. Поэтому главная задача сообщества — сконцентрировать усилия по организации работы, а именно: выработать четкую скоординированную программу приоритетного импортозамещения по каждой категории автоматизированных систем, создать отраслевые группы для конкретных бизнес-процессов с целью внедрения программных продуктов конкретного функционала, рассмотреть возможность формирования «сквозных проектов» с выводом на рынок продукции с гарантированным объемом ее потребления».

Отметим, что вышеперечисленные задачи должны решаться как можно скорее, однако четких планов и сроков пока нет. Сегодня многие отрасли оказались в подобной ситуации. Так Российское железнодорожное машиностроение должно завершить процесс импортозамещения уже к 2024 году.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика