Федеральное дорожное агентство рассмотрело заявки от регионов на выделение средств для внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС), предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением и включающих города с населением свыше 300 тыс. человек. Реализация мероприятий пройдет в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Всего в Федеральное дорожное агентство поступило 56 заявок от 50 субъектов Российской Федерации. Из них было отобрано 22 региональных проекта. Финансирование на внедрение интеллектуальных транспортных систем получат Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Курская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская и Тульская области, республики Татарстан, Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия). В список одобренных вошли также заявки от Алтайского, Краснодарского, Ставропольского краев и Ханты-Мансийского автономного округа. Объем средств на внедрение ИТС в регионах, предусмотренный соглашениями на 2020 год, составляет более 3,3 млрд рублей. В целом реализация региональной части программы запланирована на 2020 – 2024 годы.
Султан Жанказиев, д.т.н., заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения», МАДИ рассказал о механизме реализации интеллектуальных транспортных системах в регионах.
ИТС в концепции государства
Султан Жанказиев подчеркнул важность участия государства в развитии ИТС в регионах: «Сегодня мы наблюдаем как государство своим участием решило использовать регуляторы для ввода норм ИТС и профинансировать создание ИТС по всей стране. Это совершенно уникальные события, так как ранее в России использование и внедрение ИТС было отнесено к инициативам субъектов РФ. В итоге, все ограничивалось созданием лишь систем управления транспортными потоками. Сегодня государство говорит о том, что надо отталкиваться от автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД) и создавать единые, так называемые типовые решения по ИТС. Однако, фактор типизации был утрачен в процессах, связанных с механизмами доведения средств и с процессами разработки проектов. Важно понимать, какая идея закладывалась в создание ИТС в концепции государства. ИТС – один из ключевых инструментов, который придает импульс развитию общества в регионах, поэтому, когда государство брало ИТС под свой контроль, то также отдавало отчет о необходимости финансирования определенных типов задач, которые связаны с развитием ИТС в регионах. Это та полемика, которая развивалась на этапе разработки нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» несколько лет назад. Государственное финансирование типовых решений важно для дальнейшей возможности создания механизма управления транспортными системами регионов. До подключения государства к внедрению ИТС, в одном регионе реализовывался свой набор решений, в другом регионе — свой, а в результате получался большой зоопарк, где разговоров об интеграции этих платформ не заходило ни разу. Государство инициировало строительство по типовой форме, либо по форме, которая легко может быть интегрирована в другие платформенные решения, чтобы в дальнейшем все это интегрировать в автоматизированную систему управления транспортным комплексом. ИТС — не отдельная задача от других задач нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а неотъемлемая часть стандартизации».
Механизм реализации ИТС в регионах Российской Федерации
Султан Жанказиев поделился, что в течение этого года разговор о типизации со стороны регионов был утрачен, и это чревато некоторыми последствиями: «Мы столкнулись с тем, что каждый регион проводил самообследование по-разному- некоторые даже были склонны менять выходные показатели. Этот изъян был порожден тем, что абсолютно все регионы забыли, какую идею государство вкладывало в суть финансирования. Эта идея просматривается во всех документах – и в методике, и в том, как оформлялся паспорт регионального проекта, и в программе создания и модернизации ИТС, и в эскизных проектах. Механизм подачи заявки и вовсе отвел регионы от сути государственного финансирования. Экспертные сообщества, которые были привлечены Министерством транспорта, должны были убедиться в том, что региональные заявки самодостаточны и могут претендовать на получение финансирования. Я был одним из экспертов и участвовал в оценке большой группы заявок. Каждый раз я пытался подходить с позиции диалога и объяснял региональным коллегам, что они просят у государства средств на создание ИТС под ключ, а это совершенно невозможно. Для города развитие ИТС с нуля может оцениваться в величину более миллиарда рублей, а иногда и значительно больше. Главный нюанс, который государство вкладывает в финансирование ИТС – это создание типовых решений платформы, а развивать части подсистем в дальнейшем можно за счет регионального бюджета и привлечения бизнеса, который готов участвовать в развитии тех видов подсистем, которые предполагают бюджетно-восполняемую деятельность. В рамках действующего законодательства можно настроить сервисы и рассматривать их в качестве привлечения инвестиций в режиме государственно-частного партнерства. Уровень систем, которые вытекают из централизованной платформы, уровень комплексных подсистем, уровень связевого-коммуникационного взаимодействия и сервисные подсистемы – не являются задачей федерального финансирования. На выходе государство хотело получить более 60-70 регионов с типизированными платформенными решениями, которые позволяют фактически в режиме автоматизированного взаимодействия или мониторинга видеть все, что происходит с транспортной системой в регионе и по мере необходимости вмешиваться и влиять, но самое главное – накапливать данные в автоматизированной системе управления транспортным комплексом. Накапливание этих данных необходимо для актуализации программ развития регионов, а транспортные системы регионов в свою очередь рассматриваются, как подсистемы программ развития регионов».
Какие ошибки допускали регионы в оформлении заявок?
«В большей части заявок отсутствовали идеи о верхних платформенных решениях. Не более 5% заявок имели хоть какую-то проработку, связанную с верхними платформенными решениями. Большая часть участников претендовали на финансирование развития блока подсистем, и практически все участники расписывали именно такие приоритеты. В методике четко прописаны уровни квалификации работников, которые занимаются развитием ИТС. Данные сотрудники были достаточно квалифицированы в сфере IT, программировании, микропроцессовой технике, но, к сожалению, не квалифицированы в сфере транспортных технологий. Именно поэтому платформенные решения не возникали, исходя из приоритетов ИТС в части развития платформенных решений. Мы столкнулись с проблемой в перспективе и на уровне Министерства транспорта поднимается вопрос о разработке единых методических указаний для специалистов ИТС в России. В одобренных заявках возможно дальнейшее развитие диалога о том, как система ИТС будет финансироваться, из каких источников будут привлекаться специалисты, какие сервисы планируют создавать и, какие показатели получит регион. Однако, на практике не было ни одного проекта, полностью подготовленного к финансированию из средств федерального бюджета» — подчеркнул Султан Жанказиев.
Султан Жанказиев считает, что государство, скорее всего, будет ограничивать свое финансирование — может ограничиться нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги»и далее действовать по результатам. «Регионы, разработавшие платформенные решения, будут интегрированы в единую федеральную систему и потенциально могут рассчитывать на федеральную поддержку в рамках каких-либо программ в будущем. Регионы, которые не разработают платформенные решения скорее всего выпадут из системы интересов государства» — подытожил эксперт.
Напомним, в ИТС входят подсистемы видеонаблюдения, мониторинга параметров транспортных потоков, метеомониторинга, светофорного управления, информирования участников дорожного движения с помощью динамических информационных табло и знаков переменной информации, мониторинга экологических параметров, весогабаритного контроля транспортных средств, контроля соблюдения ПДД и контроля общественного транспорта. Как правило, в рамках современных проектов по внедрению ИТС все эти системы объединяются в едином центре обработке данных.