Российская академия транспорта провела онлайн-конференцию на тему: «Связь документов стратегического и транспортного планирования в регионах»

В среду 27 января 2021 года состоялась онлайн-конференция на тему: «Связь документов стратегического и транспортного планирования в регионах».

Конференция была организована Российской академией транспорта при поддержке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

На конференцию были вынесены следующие вопросы для обсуждения:

  1. О существующих проблемах стратегического и транспортного планирования на региональном и муниципальном уровне:
  • о зависимости процесса транспортного планирования в регионе от документов стратегического планирования регионального и федерального уровня;
  • о важности единообразия и качества исходных данных и инструментов при подготовке документов транспортного планирования регионального и муниципального уровня, для решения задач межсубъектного и отраслевого стратегического планирования.
  1. Возможные варианты упорядочивания процессов транспортного планирования в регионах с учетом требований федерального законодательства и участия регионов в национальных проектах.

Участники конференции:

  • Якимов Михаил Ростиславович — директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, доктор технических наук;
  • Евсеев Олег Владимирович — научный руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации» (ФГБУ «НЦКТП Минтранса России»), доктор технических наук;
  • Михайлов Александр Юрьевич — профессор кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (ФГБОУ ВО ИрНИТУ), доктор технических наук;
  • Воронов Юрий Анатольевич — аналитик Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации;
  • Представители научно-исследовательских, проектных и консалтинговых организаций: АО «Институт «Стройпроект», ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ), ООО «Агентство дорожной информации РАДАР», ООО «ДорМостПроект», ООО «Дорнадзор».

В последнее время мы наблюдаем, что документы транспортного планирования вышли на региональный уровень. Формулируется такое понятие, как Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры региона, Комплексная схема организации дорожного движения региона, Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом и тоже региона.

При разработке этих документов существует множество проблем. Основная проблема разработчика таких документов заключается в отсутствии возможности четко определить начальные и граничные условия для проекта в целом и его отдельных мероприятий в частности. Документы транспортного планирования региона и входящих в него муниципальных образований в большей степени зависят от реализации положений федеральных документов стратегического планирования, таких как Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», а также отдельных национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги (БКАД)» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ)», чем от возможностей собственного регионального и муниципальных бюджетов. Любые изменения в документах стратегического планирования Российской Федерации, касающиеся территории отдельного региона, как в пространстве, так и во времени, сводят на нет усилия по разработке документов транспортного планирования, таких как программы и схемы.

Второй проблемой является отсутствие единых форматов исходной информации, способов их сбора и точности, а порой и их наличия для разработки документов транспортного планирования. То же касается алгоритмов,  технологий и инструментов выработки и выбора эффективных проектных решений.

С другой стороны, сформировавшийся рынок услуг по разработке документов транспортного планирования, а также организаций, работающих на этом рынке, существенно затрудняет оценку качества документов транспортного планирования, разработанных в разных регионах разными подрядными организациями в разное время. В связи с этим, возникают объективные трудности сопоставления параметров функционирования транспортных систем отдельных муниципальных образований и отдельных регионов друг с другом. Подобные трудности возникают при разработке федеральных программ развития и национальных проектов, таких как Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ)», а также возникают объективные трудности распределения субсидий в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.

Есть мнение, что в настоящий период времени необходимо создание механизма либо документа, связывающего документы стратегического планирования на уровне Российской Федерации и региона с документами транспортного планирования на уровне региона и муниципальных образований, в него входящих. Таким документом могла бы стать Региональная транспортная стратегия субъекта Российской Федерации или какой-либо другой документ типа концепции или документа стратегического и методологического целеполагания уровня субъекта федерации. Этот документ мог бы связать показатели и цели развития транспортной системы Российской Федерации с задачами, поставленными в стратегическом документе регионального уровня, а именно в Стратегии социально-экономического развития региона, а также явиться связующим звеном между документами стратегического планирования и документами транспортного планирования в регионе и муниципальных образованиях, в него входящих. По моему мнению, такой документ должен отвечать на вопрос «КАК», а именно КАК необходимо разрабатывать документы транспортного планирования с учетом положений федеральных и региональных стратегических документов. КАК сделать разработку документов транспортного планирования наименее затратной для региона и отдельных муниципальных образований, КАК технологически обеспечить учет меняющихся начальных условий проектирования и возможностей бюджетов всех уровней в процессе транспортного планирования региона.

По итогам конференции представители научно-исследовательских, проектных и консалтинговых организаций озвучили основные проблемы при разработке региональных документов транспортного планирования, а также дали свои предложения о способах установления связи между документами стратегического планирования федерального и регионального уровня, а также документами транспортного планирования, такими как Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД), Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения (КСОТ), Комплексный план транспортного обслуживания (КПТО).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика