Локализация автокомпонентов: необходимые меры

Министерство промышленности и торговли РФ подсчитало степень локализации легковых автомобилей, выпущенных на территории страны в 2020 году. Эти данные нужны ведомству для контроля исполнения условий промсборки и специальных инвестиционных контрактов, а также для формирования списка моделей, разрешенных для госзакупок. Степень локализации подразумевает долю комплектующих и узлов российского производства, а также технологических операций. Наивысшая степень локализации в 2020 году была у автомобилей Лада Гранта и Ларгус: по 3280 баллов. То есть, согласно Минпромторгу, разработанная в России Гранта и лицензионный Ларгус сейчас имеют одинаковую «российскую долю». Но еще более удивительно, что им уступила исконно отечественная Лада 4х4, то есть классическая Нива: у нее 3260 баллов. Не сильно отстала и Лада Веста (3200 баллов). А вот остальные далеко позади. УАЗы заработали за локализацию только 2216 баллов, автомобили Renault — 2149 баллов, выпускаемые в Санкт-Петербурге кроссоверы Nissan — 1500 баллов. Самая низкая степень локализации ожидаемо у машин «отверточной» сборки: выпускаемые в Калининграде BMW, Hyundai и Kia заработали 50 баллов, а Mazda дальневосточного производства — 20 баллов.

20 мая в Совете Федерации состоялась дискуссия, посвященная разработке стратегии развития автокомпонентной отрасли. Участники заседания обсудили актуальные вопросы поддержки отечественного производства автокомпонентов. Более подробно о предложениях, высказанных на встрече, можно прочитать в прошлой статье.

Богдан Осокин, директор АО «Легион-Автодата» рассказал, какие еще меры необходимо предпринять для успешной локализации автокомпонентов:

«Глобальные цепочки поставок автокомпонентов предусматривают поставки это не только поставки на конвейер, но и запчасти для технического осмотра и ремонта. Жизненный цикл автомобиля от завода до утилизации — это долгий период эксплуатации с техническим обслуживанием и ремонтом, с заменой выходящих из строя компонентов. Трудовые затраты на ТО и ремонт автомобиля в десятки раз превышает затраты на его изготовление. В России средний возраст автомобилей — 14 лет. Ежегодно покупается легковых автомобилей на 2,5 трлн рублей, 1,3 трлн рублей в год используется на замены запчастей, без учета шин и масел. Успешной автомобилизация страны произойдет тогда, когда в стране будет сосредоточен кадровый потенциал, способный решать задачи производства современных автомобилей. СТО требуются высококвалифицированные специалисты, однако на рынке из становится все меньше и меньше. Представители нескольких российский автомобильных ВУЗов в 2020 году заявляли о сокращении выпуска специалистов. Дело дошло до парадоксальных решений: в Ярославском техническом университете в 2021 году на специальность «Двигатели внутреннего сгорания» не планируется прием студентов. Ярославль — столица отечественного двигателестроения. Сегодня, как не удивительно это звучит, основными потребителями квалифицированных кадров в автомобильной сфере стали автосервисы и автопредприятия. На сборочных производствах иностранных производителей не нужны профессиональные знания, а нужны науки по сборке. Следует отметить, что конструкторские технологические компетенции таких автозаводов сосредоточены за пределами России. Иностранные производители вывозят из страны надбавочную стоимость и с ее помощью развивают собственные компании. 

На стадии заключения контракта следует обязать иностранные компании способствовать процессу адаптации для своих моделей, разработанных в России узлов, механизмов, электронных блоков и систем управления. Предусмотреть передачу технологий и документации как для выпуска автокомпонентов, так и средств автодиагностики. Важной задачей является поддержка именно российских производств. Необходимо вывести квоты с постепенным увеличением на использование автопроизводителям на сборочных производствах автокомпонентов отечественной разработки, а не только производства. Иначе с решением проблем локализации получится то же самое, что с производством автомобилей: их начнут собирать из импортных деталей без передачи ключевых технологий. Для этого внести в Техрегламент ЕАЭС требование для производителей по раскрытию технической информации, аналогичное международным. В ЕС это постановление №715 от 2007 года, в США — часть 86 статьи 40 свода федеральных правил по защите окружающей среды. В них законодательно регламентируется обязательное предоставление технической документации, необходимой для локального производства запчастей и аксессуаров, специального инструмента и средств программирования автомобильных систем. 

Начинать изменения нужно срочно, внося правки в Постановление №719. Сегодня в этом постановлении применение агрегатов российского производства оговорено только в нескольких пунктах. В нем нет обязывающих автопроизводителя требований локализовать технологически емкие, интеллектуально затратные компоненты в течение всего срока действия программы. Что, в каком порядке локализовать — решает автопроизводитель. Это никоем образом не стимулирует зарубежные компании открывать в России производства сложных компонентов, а тем более, вводить в конструкцию автомобилей агрегаты, разработанные отечественными компаниями. Требования по росту баллов компании набирают за счет относительно простых компонентов, например, производства ткани подушки безопасности и производство блока цилиндров. 

Необходимо поддерживать не только существующие отечественные предприятия, но и ремонтно-восстановительные производства российских компаний. Для этого надо разработать и закрепить требования к дилерским центрам по использованию восстановленных в России компонентов. Аналогичные требования разработаны и внедрены в Турции, Нидерландах, Финляндии. Это позволит заместить сотни тысяч восстановленных компонентов, ввозимых из-за рубежа в Россию. Такое замещение является важнейшим этапом для быстрого роста собственного производства автокомпонентов». 

Отметим, что на финансирование автокомпонентной программы в федеральном бюджете заложен первый миллиард рублей. Автопроизводители, в свою очередь, заявляли, что программе необходимо более серьезное финансирование. По словам вице-президента «АвтоВАЗА»необходимо оказать содействие в выделении большего количества средств на реализацию этой меры — для локализации только электроники в автопроизводстве необходимо порядка 30 млрд рублей.

Читайте далее: 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика