Направления развития транспорта

Автомобили, использующие в качестве топлива альтернативные источники энергии, — проявление того будущего, которое навязано нам фантастическими романами и фильмами. Большинство людей видят в роли экологического спасения именно электромобили, опуская вопросы зарядки, длительности пробега, производства и утилизации АКБ — вопросы, при массовом использовании, более важные, чем мода и отсутствие газообразного выхлопа. Похоже, что Россия больше склоняется к использованию природного газа. Об этом в одном из выступлений говорил Владимир Путин. Сказано это было в ответ на вопрос журналиста относительно электротранспорта. Пока очевидно, что битвы между метаном, бензином, альтернативными видами топлива и электродвигателями не предвидится. В регионах все по разному: некоторые хотят следовать Московскому опыту и переходить на электробусы, некоторые делают ставку на автобусы на метане, одни области озабочены развитием зарядной инфраструктуры для электромобилей, а у других такая задача вовсе не стоит на повестке. Но надо признать, что при поступательном развитии этих отраслей, при различных программах поддержки, которые иногда зачастую соперничают друг с другом, будут развиваться и технологии.

Отари Назирович Дидманидзе, д.т.н, заведующий кафедрой «Трактора и автомобили» Российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева, профессор, рассказал, какие именно технологии по его мнению сейчас актуальны: «Транспорт является неотъемлемой частью России, обеспечивая экономическую целостность всего государства. По данным службы федеральной статистики, трубопроводный транспорт имеет самый большой грузооборот — 47%. Затем идет железнодорожный — около 46%. Но данные виды транспорта имеют ряд недостатков, которые ограничивают сферу их использования. Трубопроводным транспортом в основном перемещают нефтепродукты, а железнодорожный транспорт жестко привязан к инфраструктуре. Автомобильный транспорт играет важную роль в транспортной системе страны и является связующим звеном всех видов транспорта. Исходя из этого, для разработки общей стратегии развития транспорта рассмотрение перспектив развития автомобильного транспорта весьма актуально и своевременно, — поясняет Отари Назирович. — По мнению многих исследователей, двигатель внутреннего сгорания, как технология, якобы себя исчерпал. Получения экономических и экологических показателей двигателей внутреннего сгорания можно добиться использованием гибридных агрегатов. На нашей кафедре еще 20 лет назад была разработана концепция гибридного автомобиля на базе ВАЗ-21. Испытания показали, что при использовании гибрида, достигается экономия топлива до 40% и значительно улучшаются экологические показатели. Несмотря на одобрение концепции техническом советом при Правительстве Москвы, проект был остановлен в связи с недостатком финансирования. Одной из основных проблем эффективного использования двигателей внутреннего сгорания является необходимость утилизации тепла. Система охлаждения современных автомобилей вполне способна с этим справляться. В связи с этим, автомобиль необходимо рассматривать как многоконтурный источник теплоты. Нашей кафедрой разработана концепция блочно-модульной системы охлаждения с использованием разных радиаторов. Экспериментальный образец с гибридной установкой имел максимальную мощность системы компенсации — 30 кВт, а суммарная масса агрегатов системы компенсации мощности составила 100 кг. Параллельно с этой работой, мы установили электродвигатель мощностью 60 кВт на второй экспериментальный образец и составили сравнительную характеристику, данные которой были использованы в проекте «Электробус» в городе Москве. Электрический транспорт, в том числе Электробус, не является панацеей и требует множества доработок. До сих пор до конца не разработана система утилизации литий-ионных батарей и уже через 7-8 лет, если систему утилизации так и не доработают, мы столкнемся с совершенно другими проблемами. В настоящее время, утилизация не является приоритетной задачей для производителя и все внимание уделяется техническим характеристикам. Но вопрос утилизации должен учитываться в том числе на этапе проектирования. Также, одним из направления развития транспорта может быть использование альтернативных видов топлива, например, метана в качестве топлива с непосредственным впрыском в камеру сгорания. Проблема заключается в необходимости увеличения срока хранения сжиженного газа. Совместно с одним из оборонных предприятий был разработан двухемкий криогенный бак с повышенным сроком бездренажного хранения сжиженного метана до 20 суток. На мой взгляд, дальнейшее развитие этого направления состоит в создании отдельного двигателя на газомоторном топливе и развитии инфраструктуры».

В завершение профессор поделился своими мыслями о развитии транспортной стратегии и места безопасности дорожного движения в ней: «Говоря обо всем этом хочу сказать о безопасности дорожного движения. В плане научных исследований в этом направлении выполняется большое количество научных работ, однако целостной концепции обеспечения безопасности на транспорте в РФ не существует. На мой взгляд было бы целесообразно определять модельные города и районы с учетом всех видов транспорта и на их базе выполнять исследования и разрабатывать концепцию безопасности. А так, получается парадокс: исследователи поставили светофор со стрелкой и уже защищают диссертацию. Я всегда задаю вопрос, какое количество исследований для нашей огромной страны необходимо проводить, чтобы решить проблемы безопасности. Ответ кандидата, защищающего диссертацию один: «Я выполнял задачу для конкретного перекрестка». Я считаю такой ответ несерьезным.  Без разработки общей концепции развития транспорта на федеральном уровне решить важные стратегические вопросы практически невозможно. Каждое ведомство как правило отстаивает свои интересы». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика