ОСАГО: итоги реформы за год

Более года в России действуют обновленные тарифы обязательного страхования автогражданской ответственности. В рамках реформы Центральный Банк допустил изменение тарифа для физических лиц на 10% вверх и вниз в зависимости ряда коэффициентов: территориальный, коэффициент безаварийной езды, возраста и стажа и коэффициент мощности транспортного средства. Эксперты, представители Российского союза автостраховщиков и Центробанка отмечают, что благодаря поправкам аккуратные водители имеют возможность платить за полис меньше. Действительно, базовая стоимость ОСАГО уже несколько лет остается неизменной – около 5 000 рублей. Однако вместе с реформой появился и термин «неудобный» водитель. Кто же это такой и с какими трудностями сейчас сталкиваются автовладельцы, выясняем вместе с экспертами.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза рассказал, в чем заключаются основные проблемы системы ОСАГО на данный момент.

«Сегодня страховой рынок двигается в сторону цифровизации, однако цифровизация иногда очень болезненно ударяет по отдельным категориям водителей, которые признаются кем-то «проблемными». Например, это касается водителей такси и каршеринга. Проблема заключается в том, что либерализация тарифа идет не в ту сторону. Расширяется тарифный коридор, при этом разговоры про отказ от устаревших коэффициентов — мощностного и территориального — ни к чему не привели. В России более 53 млн зарегистрированных транспортных средств, но полисов продано всего 41 млн. Возникает огромная дельта, а значит, вся система ОСАГО под угрозой. Расширяя тарифный коридор, мы вообще выталкиваем отдельные категории за пределы системы ОСАГО. Так, например, водители такси покупают обычный ОСАГО, отказываются от ОСАГО для такси и выпадают из правового поля. Это фундаментальная проблема, ведь в случае ДТП разбирательство продолжается в суде, а пассажиры не получают должного возмещения. В основе всей системы страхования лежит доверие потребителя. Люди отказываются от составления европротокола и оформления ОСАГО по одной причине — доверие находится на критически низком уровне. Необходимо в первую очередь вернуть цены для выплат на запчасти к рыночным, причем желательно ориентироваться на стоимость запасной части у официального дилера. Также необходимо переходить к индивидуальному тарифу, сейчас есть масса источников информации, которую можно учитывать при обращении конкретного водителя или собственника автомобиля. Я подозреваю, что нам пора двигаться в сторону написания нового закона об ОСАГО, который учтет реалии рынка».

Евгений Уфимцев, вице-президент Всероссийского союза страховщиков, рассказал, какие нововведения планируются к реализации в 2022 году.

«В этом году страховые компании смогли более правильно рассчитывать тариф для автовладельцев. Те границы тарифного коридора, которые поставлены Банком России часто не позволяют страховщику по отдельным клиентам поставить справедливый тариф. Средняя премия осталась на том же уровне, но для отдельных категорий она значительно поднялась. Страховое сообщество вместе с Банком России работает над этой проблемой. Планируется, что в начале следующего года проблемные группы клиентов, которые для страховщика неудобны, смогут быть перезастрахованы. Запуск перестраховочного пула внутри страховщиков ОСАГО позволит распределить убытки по проблемным клиентам и сделать полисы ОСАГО доступными».

Александр Цыганов, д.э.н., профессор, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России отметил зарубежный опыт в сфере обязательного страхования.

«Вопрос страхования водителей такси и каршеринга достаточно острый. Мы должны понимать, что когда добиваются доступности страховых услуг, то в первую очередь государство думает о гражданах в целом. Эта доступность достигнута. Действительно, либерализация тарифа не доведена до конца, очевидно, что аварийность у некоторой категории водителей достаточно высокая. В развитых странах зачастую для аварийного водителя тариф по ОСАГО будет настолько высоким, что ему будет выгоднее пересесть на такси и пользоваться услугами более успешного водителя. Таким образом регулируется безопасность дорожного движения».

Отметим, что в 2022 году тарифный коридор по ОСАГО планируется расширить за счет снижения минимальных и увеличения максимальных значений базового тарифа. По расчетам регулятора, для легковых автомобилей физических лиц диапазон расширения базовых ставок как вниз, так и вверх составит 10%, для общественного транспорта — автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, троллейбусов и трамваев– 4,9%, а для других категорий транспортных средств, включая такси, – 30%.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика