По оценкам BusinesStat, в 2015-2019 гг численность совершенных поездок на городских автобусах в России преимущественно снижалась. По итогам 2019 г показатель составил 8,7 млрд поездок, что на 9,2% ниже, чем в 2015 г. Основными причинами сокращения рынка автобусных перевозок эксперты называют автомобилизацию населения, рост рынка такси и каршеринга, развитие метрополитена и пригородного железнодорожного сообщения, рост численности самозанятых людей, работающих удаленно. Кроме того, снижению числа поездок способствуют факторы, связанные исключительно с автобусным рынком, прежде всего, это изношенность автобусного парка, оптимизация маршрутов, задержки в графике движения транспорта, частичный уход с рынка нелегальных перевозчиков. Несмотря на борьбу государства с присутствием нелегальных перевозчиков на рынке, этот вопрос все еще остается на повестке. С начала этого года, только в одной Москве городские власти отправили на спецстоянки более 2367 автобусов и автомобилей нелегальных перевозчиков, а из них 437 — только в сентябре.
Норайр Оганесович Блудян, директор ассоциации «ТАМА», в ходе интервью с главным редактором Агентства транспортной информации рассказал о тенденциях и вызовах, с которыми сейчас сталкивается отрасль пассажирских перевозок.
– Норайр Оганесович, каким Вы видите будущее отрасли пассажирских перевозок в России: за развитием государственного сектора или развитием конкуренции на рынке перевозок?
– «В настоящее время различные отрасли экономики, в том числе, пассажирский транспорт претерпевает революционные изменения, связанные с цифровой трансформацией экономической деятельности. Цифровая трансформация пассажирского транспорта уже привела к существенным изменениям бизнес моделей этой деятельности. Регулирование пассажирского транспорта со стороны государства будет связана со степенью и глубиной проникновения цифровизации в систему организации перевозок. В этой связи предметы государственного регулирования будут меняться, сама конкуренция примет совершенно иной характер по сравнению с традиционным методом организации перевозок. Роль государства должна заключаться в создании общих требований к системе цифровизации, мобильным приложениями и платформам. Одновременно с этим государство должно создать систему требований к владельцам мобильных платформ, т.е. к непосредственным организаторам перевозок. Государство должно создать условия для добросовестной конкуренции операторов перевозок».
– Возможно ли на Ваш взгляд повышение безопасности пассажирских автомобильных перевозок и искоренение нелегальных перевозчиков за счёт совершенствования законодательства, и применение технических средств без привлечения карательных органов?
– «Как уже было отмечено, повышение безопасности пассажирских перевозок во многом будет следствием, вытекающим из уровня безопасности мобильных приложений и платформ. Вряд ли можно предусмотреть в ближайшее время абсолютное исключение нелегальных перевозок через систему государственного регулирования, т.е. через нормы законодательства. Безусловно, исключению нелегалов может содействовать применение современных интеллектуальных технических систем, однако полностью исключение из процедуры борьбы с нелегальными перевозчиками органов власти в ближайшее время не удастся».
– Складывается впечатление, что под лозунгом борьбы за безопасность перевозок участники рынка ведут нелегальную конкурентную борьбу за долю рынка, так ли это?
– «В настоящее время, к сожалению, безопасность перевозок во многом остается просто лозунгом. Этому способствует несовершенство антимонопольного законодательства в нашей стране, что приводит к неконтролируемой конкурентной борьбе за рынок. По этой причине многие нелегальные перевозчики аргументируют свою деятельность тезисом «а вы скажите какой закон я нарушаю при осуществлении моей деятельности».»
– Что на Ваш взгляд необходимо сделать, чтобы о наличии нелегальных перевозчиков на маршруте сообщали в надзорные органы пассажиры, а не другие перевозчики?
– «Для борьбы с нелегальными перевозками все методы имеют право быть в жизни. В отдельных случаях пассажир даже не понимает, что он пользуется услугой нелегального перевозчика. Безусловно, в этой части органам власти, средствам массовой информации, легальным перевозчикам, общественным организациям необходимо вести серьезную информационную и пропагандистскую работу. Необходимо пассажирам разъяснять, о том чем грозит им пользование нелегальной, незаконной услугой, что это может быть билетом в один конец».
Отметим, что еще 3 года назад, президент Владимир Путин призывал усилить контроль за нелегальными перевозками. В ГИБДД, в свою очередь, сообщили, что за первые девять месяцев этого года отмечается рост числа ДТП с участием автобусов на 0,9% — 8923 факта происшествия. В авариях погибло более 600 человек и ранено более 13 тыс. человек. Наибольшая тяжесть последствий фиксируется на маршрутах перевозок пассажиров автобусами в межрегиональном и междугородном сообщении, особенно на скоростных участках дороги.