Повышение стоимости проезда по платным дорогам: предложение Минтранса отклонили

В России первые скоростные автомобильные дороги появились благодаря развитию платной инфраструктуры. За последний год их общая протяженность в России увеличилась минимум на 60 процентов и составила около 3,7 тысячи километров. Впрочем, это довольно скромная цифра для такой большой страны как Россия. По данным Росавтодора, длина автомобильных дорог, формирующих опорную сеть России, на 2021 год составила около 138 тысяч километров. Из них 61 тысяча — дороги федерального значения. Протяженность же платных трасс и участков в составе «транспортного каркаса» — всего 2,7 процента. Несмотря на то, что доля платных трасс в общей опорной сети далека от европейских показателей, Министерство транспорта РФ предложило повысить тарифы на платных дорогах до европейского уровня. Тарифы за проезд по платным дорогам в России необходимо увеличить, чтобы обеспечить окупаемость новых проектов госкомпании «Автодор». Об этом говорится в проекте постановления правительства, разработанном в Минтрансе. Документ опубликован на сайте проектов нормативных актов.

В пояснительной записке авторы отметили, что сейчас максимальный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам регулируется постановлением правительства от 30 января 2016 года. № 47. Однако требование об увеличении темпов строительства новых дорог и дефицит бюджетного финансирования «требуют пересмотра инструментов внебюджетного финансирования с целью увеличения его объема в проектах госкомпании «Автодор», — говорится в пояснительной записке. В ней авторы указали, что сейчас максимальный размер платы за проезд по платным автомобильным дорогам регулируется постановлением правительства от 30 января 2016 года. № 47. Однако требование об увеличении темпов строительства новых дорог и дефицит бюджетного финансирования «требуют пересмотра инструментов внебюджетного финансирования с целью увеличения его объема в проектах госкомпании «Автодор». Сейчас максимальный размер платы установлен на уровне 3 руб. за 1 км платного участка для первой тарифной группы в ценах 2015 года, что составляет 3,65 руб. за 1 км в ценах 2021 года. В проекте приводится расчет, по которому средний применяемый тариф в России составил 2,65 руб. за км. При этом в Европе с учетом покупательной способности он составляет 3,59 руб. за 1 км, «что на 35,5% выше, чем средний тариф за 1 км в Российской Федерации». «Таким образом, необходимый уровень максимального размера платы составляет — 3,65 х 35,5% = 5 руб. за 1 км в ценах 2021 года», — считают авторы проекта постановления. Эти цифры относятся к платным дорогам, созданным в результате реконструкции. Для платных дорог, созданных в результате нового строительства, предлагается установить максимальную плату в размере 8 руб. за 1 км. Плату за проезд по искусственным сооружениям (мосты, путепроводы) планируется увеличить с 21 руб./км до 29 руб./км.

В начале января стало известно, что Министерство экономического развития раскритиковало предложение Минтранса о повышении тарифов до европейского уровня. Отрицательное заключение опубликовано на портале нормативных правовых актов.

«Проектом акта предлагается увеличить максимальный размер платы за проезд для легковых транспортных средств минимально на 36%. Вместе с тем разработчиком не представлена информация, подтверждающая обоснованность приведения размера платы за проезд по платным дорогам общего пользования к стоимости проезда по таким дорогам именно в европейских странах. Учитывая географические характеристики Российской Федерации, представляется более целесообразным проводить сопоставление максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам с размером платы тех стран, с которыми Российская Федерация имеет общую границу, то есть в первую очередь со странами Евразийского экономического союза и СНГ», — говорится в заключении ведомства. Также эксперты подчеркнули, что увеличение платы за проезд по платным автомобильным дорогам может привести к снижению количества пользователей такими автомобильными дорогами и перераспределению транспортных потоков на бесплатные альтернативные маршруты, а разработчиком данных о прогнозном значении потока транспортных средств в случае изменения размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам не представлено.

С предложением Министерства транспорта о повышении тарифа не согласен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. 

«С нынешним уровнем экономического благосостояния людей оплачивать европейские тарифы на дороге просто невозможно. Эти дороги будут стоять пустыми, о чем прямо говорит Минэкономразвития. Действительно, люди будут выбирать альтернативы. И уже сейчас я посчитал, сколько будет стоить доехать до города Сочи по трассе М4 «Дон» до Краснодара: получается, что даже вчетвером на самолете дешевле. Единственное, что может предложить госкомпания «Автодор», — это срезать собственные издержки, например, содержание дорогостоящего офиса, радиостанции и прочие. Они могут сократить издержки, чтобы направлять деньги, например, на ремонт», — поделился своим мнением Антон Шапарин.

С данной критикой солидарен Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов: «В 2020-2021 годах курс рубля упал, а стройматериалы резко подорожали, и окупаемость платных дорог, инвесторами которых часто выступают иностранцы, снизилась — горизонт отдачи увеличился минимум на несколько лет. В таких условиях, чтобы покрывать взятые на строительство дорог кредиты, инвесторы заинтересованы в росте платы. Однако плата за проезд делится между государством и инвестором в строго определенном порядке. Как насчет того, чтобы провести аудит бюджетов на строительство дорог, найти там неэффективные затраты и за счет этого снизить стоимость строительства? В том числе, и на далекую перспективу. Минтранс же предложил самое простое решение», — отметил Борис Титов.

Примечательно, что прогнозам Министерства транспорта по увеличению доходов от изменения тарифов на платных дорогах мешают данные Счётной палаты. Согласно отчёту аудиторов о проверке эффективности концессионных соглашений, применяемых при строительстве скоростной автодороги Москва — Санкт‑Петербург и нового выхода на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск (обход г. Одинцово), прогнозные объёмы трафика в среднем в 2,4 раза превысили фактические показатели.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика