Роль учета пассажиропотока при планировании транспортной системы

Необходимость учета пассажиропотока и сбор таких данных имеет вполне прикладное значение. Во-первых, существуют требования Федеральной службы государственной статистики к органам государственной и муниципальной власти по предоставлению сведений о перевезенных пассажирах. Кроме того, от количества перевезенных пассажиров, от общего пассажиропотока на одном маршруте, обслуживаемым каким-либо хозяйствующим субъектом либо приходящийся на одно транспортное средство, зависит размер страховой премии при заключении договора страхования на перевозку пассажиров.

Почему так важен учет и контроль пассажиропотока для планирования и развития транспортной системы? Что определяет этот показатель и на что влияет?

Заместитель директора по развитию решений для пассажирского и электрического транспорта НПП ИТЭЛМА (крупнейшего российского разработчика электроники для автотранспорта) Алексей Баринов

Управление пассажиропотоком – это один из важнейших инструментов, с помощью которого обеспечивается комфорт пассажирского транспорта. Речь идет о гибком планировании маршрутов и перераспределении машин для уменьшения загруженности каждого отдельного автобуса, трамвая и т.п. Например, количество машин на маршруте может (и должно) меняться в зависимости от дня недели. В будни наблюдается два главных потока: утром из спальных районов в офисные или индустриальные зоны, вечером – обратно. В выходные картина иная: пиковые направления – это торговые и развлекательные центры, кинотеатры и пр. Если в городе планируется большой концерт или футбольный матч, это также потребует динамического перераспределения общественного транспорта. Такое планирование хотя и решает много проблем, но не является абсолютной панацеей. Поэтому важно развивать ситуативное реагирование на изменение пассажиропотока. Оно базируется на данных о количестве пассажиров в реальном времени. Если система видит, что два подряд автобуса на маршруте следуют с максимальной загрузкой, то добавляется резервная машина. Как вариант, несколько единиц транспорта может быть временно снято с другого маршрута, который по данным той же системы подсчета в данный момент недозагружен. К слову, правильным распределением пассажиропотока считается ситуация, когда в автобусе или трамвае заняты все посадочные места, а стоящих пассажиров почти нет. Только в таком случае можно гарантировать комфортное передвижение всех групп пассажиров, включая пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями.

Еще одна возможность повысить комфорт пассажиров – установка на транспорте умных климатических систем. Их режим работы должен зависеть от текущего количества людей в салоне, а, значит, необходим обмен данными с системой подсчета пассажиров. Иначе возможна ситуация, когда климатическая установка в переполненном автобусе работает вполсилы или, напротив, кондиционер охлаждает пустой салон.

Следующим шагом в распределении пассажиропотока должно стать предсказание планируемого количества пассажиров на рейсе и превентивное распределение машинного парка по маршрутам. Этого можно достичь интеграцией с мобильными приложениями и сервисами, которые могут вести обезличенное слежение за передвижением потенциальных пассажиров. Допустим, Яндекс.Транспорт сообщает, что несколько десятков человек в данный момент строят маршрут с использованием, скажем, автобуса №904, а на маршруте всего одна машина. Тогда система дает рекомендации о выдаче дополнительных автобусов. Но гибкое планирование количества машин на маршруте сопряжено с одной проблемой. Выпуск транспорта в рейс в зависимости от пассажиропотока фактически отменяет фиксированное расписание движения. Это значит, что висящие на остановках картонные таблички с указанием часов-минут станут неактуальными. Поэтому отказ от фиксированного расписания и переход к динамическому онлайн-планированию должен сопровождаться повсеместной установкой электронных табло. Также информация о движении транспорта должна в режиме реального времени отдаваться в мобильные сервисы и приложения. В этом случае пассажиры всегда будут проинформированы о положении автобусов на маршруте. Если ожидаемое время прихода транспорта к той или иной остановке известно, то нет необходимости стоять на ней и мерзнуть (зимой) или мучаться от жары (летом). Можно зайти в торговый центр или магазин по соседству. Или выйти из офиса ровно к моменту прихода нужного автобуса и не ждать на остановке.

Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), д.т.н. Михаил Якимов

С точки зрения транспортного планирования, показатели объема пассажиропотока определяют в первую очередь эффективность использования существующей улично-дорожной сети либо иной транспортной инфраструктуры. Чем больше пассажиропоток фиксируется в сечении улично-дорожной сети, тем более эффективно работает данный участок, тем данный участок имеет бóльшую провозную способность.

Участки и элементы улично-дорожной сети с максимальным количеством пассажиропотока целесообразно обслуживать городским пассажирским транспортом общего пользования, имеющим высокие показатели провозной способности. Например, рельсовым транспортом либо автобусами большой и особо большой вместимости.

В масштабах всего города либо городской агломерации параметры объемов и интенсивности транспортных потоков позволяют воссоздать и построить существующую модель транспортного спроса, которая в будущем является исходными данными для формирования эффективной маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования.

2 thoughts on “Роль учета пассажиропотока при планировании транспортной системы

  1. Но гибкое планирование количества машин на маршруте сопряжено с одной проблемой. Выпуск транспорта в рейс в зависимости от пассажиропотока фактически отменяет фиксированное расписание движения….Это значит, что висящие на остановках картонные таблички с указанием часов-минут станут неактуальными. Поэтому отказ от фиксированного расписания и переход к динамическому онлайн-планированию должен сопровождаться повсеместной установкой электронных табло.

    Мне кажется, что это самая маленькая из проблем, хотя и недешёвая. А вам? Можете перечислить реальные проблемы?

    1. Это можно сделать и без установки электронного табло. Это можно указать в обычных табличках на остановках. Просто указать интервал не на целый день, а на полдня или в течение 4 часов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика