Проблемы безопасности беспилотных автомобилей

Ежедневно по улицам Москвы ездят около 70 беспилотных автомобилей. Они уже проехали почти 4 млн км — такие цифры приводит московский департамент транспорта. «Будущее уже здесь — беспилотники в Москве проехали почти 4 млн км! Пока беспилотные машины выезжают на улицу в рамках теста. Каждый день по дорогам Москвы ездит почти 70 машин без водителей», — сообщает департамент транспорта Москвы. В департаменте транспорта отметили, что полноценно передвигаться по дорогам Москвы беспилотные автомобили будут только после того, как будет подготовлена необходимая инфраструктура и законодательная база. 15 июля член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев рассказал о перспективах скорейшего запуска беспилотных такси в столице — по его словам, для этого необходимо убедиться в их безопасности. Ранее, 23 июля 2020 года, замминистра транспорта России Алексей Семенов сообщил, что первые автономные такси без водителя могут появиться на дорогах Москвы к 2024 году. 

Василий Владимирович Фомичёв — доктор физико-математических наук, профессор, заместитель декана по научной работе факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова, рассказал, что технически мешает беспилотным автомобилям выйти на дороги общего пользования: «Для начала нужно определить, что понимать под беспилотным транспортом. Если мы говорим об устройствах, которые ездят сами, без водителя, то они уже есть, активно используются, например, на складских помещениях многих предприятий работают абсолютно автономные роботы-погрузчики. У крупнейших компаний, таких как AliExpress и другие, где есть большие складские помещения, всё давно автоматизировано. Другое дело, когда мы говорим, например, о беспилотном такси, которое сможет доставить нас от дома до работы, причем объезжая пробки: быстро, удобно, надежно. С этим пока еще есть проблемы.  Технологии беспилотного транспорта активно развиваются и отрабатываются в последние годы: как во всем мире, так и у нас в стране. Первые беспилотные автомобили мы могли видеть еще в 2004 году, в легендарном конкурсе DARPA Grand Challenge, где первые беспилотные машины проехали по пустынной, абсолютно спокойной местности 10-11 километров и заглохли. А позже, где-то через 4-5 лет, на  DARPA Urban Challenge 2009,  автомобили уже вполне нормально ездили в городских условиях; правда, в специально сымитированном городе, построенном для этих испытаний. Буквально каждые 2-3 года происходит большой скачок в развитии беспилотного транспорта, но проблема всегда в надежности такого транспорта, в технологиях и в экономической обоснованности. Уверен, что рельсовый транспорт может быть автоматизирован, и здесь мы можем ожидать прорыва как раз в ближайшие 5-10 лет. Что касается авиасообщения, то оно уже сейчас во многом является беспилотным. Морские поездки тоже могут быть автоматизированными. Но для всех этих видов транспорта пока еще нужен человек, чтобы работать в ключевых конечных точках, таких как прибытие в порт, взлет и посадка самолета, подъезд к станции». 

Эксперт считает, что искусственный интеллект пока не может справиться с критическими и неожиданными ситуациями на дороге: «Например, разогнался беспилотный автомобиль, и вдруг, неожиданно на дорогу выбегает ребенок. Что делать? Справа – остановка общественного транспорта, слева – встречный автобус. Так называемый искусственный интеллект только имитирует интеллектуальную деятельность человека, а не реально что-то думает, и к таким ситуациям беспилотный транспорт пока не готов. Надежность многих технологий сегодня высокая, но, возможно, не такая, как хотелось бы. Как пример, распознавание образов. В большинстве современных телефонов есть распознавание владельца по лицу, по фотографии. С высокой надежностью, допустим, 99% надежности. Так вот, если вас с утра вдруг телефон не распознал, то ничего страшного, вы сделаете второй снимок, и он вас узнает. А если с такой же вероятностью 99% камера, стоящая на автомобиле, будет распознавать, допустим, пешеходов — это значит, что каждого сотого автомобиль будет сбивать? Здесь нужна крайне высокая надежность. Но стопроцентную надежность пока никто не может дать. Технологии отрабатываются, многие компании сейчас накатывают сотни километров на своих беспилотных автомобилях, но пока не рискуют выпускать их массово на дороги общего пользования». 

Кстати, компания MIT Media Lab создала сайт Moral Machine, на котором каждый человек может принять участие в опросе — как он рекомендует поступить беспилотному автомобилю в сложных аварийных ситуациях. Представьте ситуацию, что авария неизбежна и нужно выбрать — врезаться в пешеходов и спасти пассажиров или врезаться в столб и подвергнуть пассажиров смертельной опасности? Компания MIT Media Lab создала сайт Moral Machine, на котором каждый человек может принять участие в опросе — как он рекомендует поступить беспилотному автомобилю в сложных аварийных ситуациях. Участнику опроса показываются примеры таких ситуаций, и он каждый раз выбирает, что сделать беспилотнику, например выбрать кого сбить — женщину с коляской или пожилую пару с ребенком. Выбор, конечно, не из легких, однако именно эти решения разработчики должны будут «вшить» в память беспилотных автомобилей, чтобы они могли мгновенно принимать решения на дороге. Задачи MIT Media Lab — максимально снизить урон от смертельных и опасных ситуаций на дороге и найти наиболее моральные решения для беспилотных автомобилей. Все сложности выбора для беспилотных автомобилей — это старые вопросы, которые возникли в новой технологической реальности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика