Транспортное обслуживание: когда передача полномочий целесообразна?

При проведении реформ транспорта общего пользования органы публичной власти неизбежно решают задачу о концентрации полномочий в части организации транспортного обслуживания населения в одном центре, особенно это актуально при интеграции межмуниципальных маршрутов в единую агломерационную транспортную систему. Для успешного решения задачи организации транспортного обслуживания требуется собрать полномочия, компетенции и ресурсы в одном центре, что позволяет эффективно управлять всей системой. Ключевой вопрос состоит в том, какой уровень исполнительной власти должен взять на себя полномочия по организации общественного транспорта: уровень муниципалитета или уровень региона, и как организовать эффективное взаимодействие между ними. Примеры реформирования транспорта общего пользования в ряде регионов не дают однозначного вывода о том, какое решение можно считать правильным.

Евгений Алексеевзаместитель директора по развитию городского транспорта ООО «Центр экономики инфраструктуры» рассказал о ключевых условиях, которые необходимы для передачи полномочий.

«Для того, чтобы понять, насколько вопрос передачи полномочий по организации транспортного обслуживания населения с уровня города на уровень региона  актуален, необходимо определить цели этой передачи. Например, целью может стать необходимость формирования единой билетной, тарифной системы в рамках группы нескольких муниципальных образований или организация единого финансирования транспортной системы. Передача полномочия в регион возможна при соблюдении ряда условия, а именно: урбанизированные территории муниципальных образований представляют собой единое целое, имеется много межмуниципальных маршрутов, являющихся де-факто городскими; наблюдается ежедневная интенсивная маятниковая миграция, высокие пассажиропотоки между населенными пунктами, входящими в состав городской агломерации; межмуниципальные маршруты характеризуются высокой сменяемостью пассажиров, конкурируют с муниципальными и играют важную роль в транспортной системе города. Что касается условия финансовой обеспеченности для возможной передачи полномочий в регион — региональный бюджет должен иметь лучшую сбалансированность, больший объем дохода на 1 жителя, больший налоговый доход в общем объеме собственных доходов, чем местные бюджеты. Также передача полномочий возможна, если планируется реализация инфраструктурных проектов в сфере городского транспорта на принципах ГЧП, заключение концессионного соглашения. Стоит отметить, что единого универсального подхода в данном вопросе нет, и каждый случай рассматривается отдельно».

Александр Морозов, вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ), руководитель лаборатории по развитию городского электрического транспорта ОАО «НИИАТ»:

«Вопрос передачи полномочий по организации транспортного обслуживания увязан с целью обеспечения финансовой стабильности перевозчика. Последние 30 лет наблюдалось отсутствие у органов власти за происходящее, то есть, недофинансирование. Все стремились уменьшить тарифы — это популярно и приветствуется избирателями — при этом никто не заботился о том, хватает ли средств на транспортную работу. Главная цель передачи полномочий — создание единого Центра принятия решений город и региона с тем, чтобы уровень качества для жителей города и пригорода был одинаковым, обеспечить понятный тариф. Такая координация может выполняться как на уровне региона, так и на уровне соглашений между муниципальными образованиями — основного города и прилегающими районами». 

Отметим, что процедуру передачи полномочий по организации транспортного обслуживания прошли Нижегородская область, Тверская область, Ивановская область, Тульская и Псковские области.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика