Транспортная система России в эпоху глобальных перемен

В ноябре премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что в следующие три года на финансирование транспортной отрасли страны правительство планирует направить свыше четырех триллионов рублей. По его словам, все приоритетные проекты и мероприятия вошли в ранее утвержденную транспортную стратегию. Среди ключевых задач, стоящих перед транспортной отраслью, Мишустин назвал поддержку связанности территорий страны, повышение мобильности людей, увеличение грузовых перевозок.

Об экономическом эффекте от крупных транспортных проектов, тенденциях развития общественного и грузового транспорта, а также влиянии на него санкций рассказал президент ООО «Центр экономики и инфраструктуры» Владимир Косой.

«Стратегические документы с горизонтом планирования порядка 10 лет претерпевают от флуктуаций небольшие изменения. Понятно, что из года в год могут пересматриваться бюджеты, но в целом я не думаю, что изменения будут радикальными, во всяком случае что касается автомобильного транспорта. Наоборот, появляются новые амбиции, в частности идея сквозной скоростной дороги от запада страны до Владивостока. В рамках существующих дорог вокруг таких городов как Красноярск будут строиться обходы городов, что позволит серьезно перестроить возможность для движения автомобилей», — отметил Владимир Косой.

Он отметил, что сегодня в России все еще мало внимания уделяют социальному аспекту при расчете экономической эффективности того или иного инфраструктурного проекта: «Россия здесь в отстающих. В мировой практике зачастую проекты запускаются по причине большого социального значения. В этом плане в России сложнее, практически каждый проект имеет серьезное экономическое обоснование, в котором принимало участие большое количество консалтинговых и научных учреждений, представителей правительства. Любой из этих проектов, как правило, имеет серьезный экономический эффект, в то время как в странах с более социально развернутым муниципальным и региональным уровнем часто реализуются проекты, которые не имеют экономического смысла, но решают социальные задачи, — подчеркнул Владимир Косой.

Владимир Косой также акцентировал внимание на задаче поиска баланса между перевозкой генеральных грузов и грузов с высокой добавленной стоимостью, т.е. контейнеров. Одним из способов ее решения может быть переориентация угольных грузов с Востока на Запад, в том числе для обеспечения внутренних потребностей. Так он отметил, что в декабре-январе конкуренция за транспортную инфраструктуру на восточном направлении усилится. Если сейчас на железной дороге возникла коллизия между углем и всеми остальными типами грузов, то в ближайшем будущем лучше не станет: вместе с углем на Восток поедет нефть и нефтепродукты.

«Сейчас в достаточно жестком противоречии оказались интересы тех, кто перевозит по железной дороге генеральные грузы с одной стороны и тех, кто осуществляет перевозку несырьевых грузов с другой стороны. Очень скоро встанет вопрос с перевозкой нефти и нефтепродуктов в связи с их расширением на Восточный полигон. Мы еще этого просто не дождались, но в декабре-январе уже столкнемся с этими проблемами. В какой-то момент в условиях ограниченности инфраструктуры государство будет вынуждено принимать решения и ставить в том числе административные ограничения для решения проблемы с доступом к железной дороге между перевозчиками разных типов грузов. Придется говорить: сейчас нам важнее перевезти комплектующие, а в какой-то момент важнее осуществить вывоз генеральных грузов. Мы все должны быть готовы к административным ограничениям со стороны правительства. Дополнительную нагрузку на железную дорогу создает снижение объема грузовых перевозок при помощи автомобильного транспорта и переход на железную дорогу. К этому, по мнению эксперта, приводит слишком большая стоимость длинного плеча автомобильных перевозок на восточном направлении», — рассказал эксперт.

Президент РФ ранее поручил правительству до конца 2027 года привести в нормативное состояние не менее 85% автомобильных дорог. Речь идет о тех, которые входят в состав опорной сети транспортных систем – каркаса национальной автомобильно-дорожной системы страны. Правительство России в 2021 году утвердило транспортную стратегию. Документ рассчитан на срок до 2030 года с прогнозом до 2035-го.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика