Помимо беспилотных такси, курсирующих в Москве, «Сколково» и Иннополисе, на крайнем Севере продолжается масштабный эксперимент по использованию беспилотных большегрузных автомобилей. Начиная с 1 марта 2020 года, испытание автомобилей, управляемых исключительно искусственным интеллектом, без участия инженера-испытателя в кабине, проходит в 13 регионах Российской Федерации. Контроль за перемещением беспилотников на всем протяжении пути по тундре, зимним дорогам и территориям нефтепромысла осуществляется из общего центра управления. По итогам данных экспериментов и пилотных проектов будут определены сроки начала использования беспилотного транспорта на автодорогах общего пользования. Однако, сегодня в мире разворачивается не только технологическая конкуренция, но и регуляторная. То государство, которое даст более благоприятные регуляторные режимы и возможности, во многом обеспечит себе позицию лидера в сфере высокоавтоматизированного транспорта. Сегодня нормативные документы в России проходят стадию разработки, а Министерство транспорта, отечественные лидеры автопрома и ИТ специалисты ставят перед собой амбициозные сроки для запуска автомобилей последних уровней автономности на дороги общего пользования. Как осуществляется переход от концепций и пилотных проектов к масштабному внедрению беспилотных автомобилей рассказал
Алексей Семёнов, заместитель министра транспорта Российской Федерации: «Развитие технологий беспилотного и высокоавтоматизированного транспорта во всем мире и в России достигло высокого уровня. Ведется большая работа совместно с коллегами из Минпромторга, МВД, Минкомсвязи. Пройден первый этап технологической зрелости высокоавтоматизированного транспорта, и сейчас мы переходим ко второму этапу – практическому внедрению и массовому использованию этих технологий. Здесь мы сталкиваемся с одним из наиболее серьёзных препятствий для полноценного и безопасного внедрения беспилотного транспорта – это отсутствие полного комплекта нормативной базы. Сегодня в рамках поручения Президента Российской Федерации разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение возможности тестирования и поэтапного ввода в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированного транспорта без присутствия инженера-испытателя в салоне. Реализация этих мероприятий позволит к 2024 году поэтапно запустить беспилотники на дороги, с учетом обеспечения необходимого уровня безопасности. Комплекс мероприятий включает в себя мероприятия по разработке нормативно-правовой и нормативно-технической базы, предусматривает решения вопросов классификации, учета и порядка расследования правонарушений с учетом специфики высокоавтоматизированного транспорта, а также закрепит права и обязанности участников дорожного движения. Данный проект проходит межведомственное согласование для дальнейшего направления в Правительство РФ. Работа по комплексу данных мероприятий будет кропотливой, сложной и будет вестись исключительно через призму обеспечения безопасности. Вопросы беспилотного движения уже нашли отражение в ряде стратегических документов. Большим успехом является утверждение концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств, которая объединила основные вопросы развития цифровой дорожно-транспортной инфраструктуры, с учетом перспектив внедрения беспилотного транспорта. В рамках постановления Правительства 1415, осуществляется опытная эксплуатация высокоавтоматизированного транспорта на дорогах общего пользования в Иннополисе. Мы видим высокую степень готовности отечественных лидеров автопрома и ИТ-индустрии к запуску автомобилей последних уровней автономности. Сегодня перед нами стоит задача создать условия для их скорейшего и безопасного внедрения».
Невозможным кажется переход к повсеместному использованию беспилотных автомобилей без компетентных специалистов, которые будут не только создавать и совершенствовать технологии, но также обслуживать и контролировать такие транспортные средства.
Валерий Машков, проректор цифровой трансформации Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) занимается разработкой обучающих программ для специалистов нового поколения и считает, что внедрение беспилотного движения требует значительных изменений в подготовке студентов: «Формируется новая реальность существования автотранспортного комплекса, в которой возникает модель сбора оперирования большими данными. Важным является новое понимание водителя как субъекта управления беспилотного движения. Сейчас мы перестраиваем учебные процессы с учетом новых трендов и запросов, однако специалисты должны пройти полную подготовку и в кратчайшие сроки мы не сможем «выпустить» то количество специалистов, которое необходимо уже сегодня. Многие новые дисциплины были включены и в программы бакалавриата, и в программы магистратуры МАДИ. Ключевыми направлениями являются программы переподготовки специалистов, разработанные совместно с РОСДОРНИИ. Специалисты смогут подготовится по таким программам как:
- автоматизированная система маршрутного ориентирования водителей
- автоматизированная система управления транспортным потоком
- принципы создания и применения интеллектуальных транспортных систем
- технико-экономическое обоснование и разработка ИТС
- автоматизированная система метеорологического обеспечения
Стоимость подготовки таких кадров не будет является серьезным дополнительным расходом для государства, так как мы в первую очередь перестраиваем уже готовые программы обучения и внедряем в существующие программы новые дисциплины, которые помогают студентам подготовиться на более высоком уровне». Также, ПАО «Газпром нефть» и Университет ИТМО (Санкт-Петербург) подписали соглашение о развитии совместной магистратуры «Функциональная безопасность беспилотных транспортных средств» — первой в России учебной программы для подготовки специалистов по эксплуатации беспилотного транспорта в нефтегазовой отрасли. Проект ориентирован на студентов с опытом в ИТ и машинном обучении. Они будут изучать дисциплины программирования, принципы организации киберфизических систем, управление и архитектуру беспилотных авиационных систем, автомобилей и других автономных аппаратов, а также информационную и промышленную безопасность их эксплуатации.