Реформа ТО: осталась неделя на решение проблем

Министерство транспорта в новом приказе упростит требования к пунктам техосмотра, благодаря чему многим операторам не надо будет перестраивать здания, ворота и обустраивать осмотровые канавы. Также не надо будет закупать дополнительные дымомеры, люфтомеры и устройства для проверки светопропускания стекол. Поправки вступят в силу с 1 сентября: до этого момента, начиная с 1 марта, операторы вынуждены будут работать по ранее утвержденному приказу, требования которого не все участники рынка готовы выполнять. Проект поправок в ведомственный приказ Минтранса №232, в котором установлены требования к производственно-технической базе операторов техосмотра, опубликован в субботу, 20 февраля, на regulation.gov.ru. Действующая его редакция вступает в силу с 1 марта вместе с «большой реформой ТО», о которой Агентство транспортной информации неоднократно рассказывало. Ужесточение контроля за процедурой технического осмотра — только первый шаг в масштабной реформе. МВД уже готовит новые поправки в законы «О безопасности дорожного движения», которые напрямую затронут автовладельцев. Вместе с тем готовится новая «волна» запретов, связанных с эксплуатацией неисправных автомобилей. Россиянам, в частности, хотят запретить эксплуатировать автомобиль, если размер установленных колес отличается от заводского. Одна из инициатив ведомства — разрешить сотрудникам ГИБДД на месте приостанавливать действие диагностических карт и направлять владельцев неисправных авто на внеочередной технический осмотр.

Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Михаил Черников прокомментировал обеспеченность готовности к проведению технического осмотра у операторов по всей России: «С 1 марта на предстоит решить многие вопросы, касающиеся обеспечения услугами населения услугами прохождения технического осмотра. Сегодня есть риск, связанный с возмущением граждан в случае, если порядок прохождения технического осмотра не будет четко определен, а диагностических центров будет недостаточно в субъектах России. Нам необходимо сейчас выработать некоторые решения и с уверенностью готовиться к 1 марта. На данный момент мы обладаем информацией о готовности пунктов технического осмотра в 69 субъектах, однако и они вызывают вопросы, в частности, по поводу порядка прохождения — порядка очередности. Мы прекрасно знаем, что там, где отсутствует электронная очередность, собирается огромная живая очередь. Мы понимаем, что в пунктах технического осмотра будет ажиотаж, тем более многие транспортные средства проходят техосмотр 2 раза в год. Особые опасения вызывает регион Ингушетия, где обеспеченно проведение технического осмотра от норм и количества транспортных средств лишь на четверть. Доля готовности Забайкальского края составляет 31%,  Кабардино-балкария — 38%, и аналогичная ситуация еще в 13 субъектах: Башкортостан, Бурятия, Крым, Мордовия, Приморский край, Камчатский край, Иркутская, Калужская и Московская, Новосибирская, Сахалинская области, и, как ни странно, город Москва. По Федеральному закону №170, полномочия об обеспеченности пунктов технического осмотра лежат на главах субъектах РФ. Сегодня понятно, что многие вопросы обеспеченности напрямую касаются экономических вопросов, хоть это и не наша зона ответственности, мы понимаем, что без надежной экономики ни один предприниматель не будет работать в этом сегменте. Нас тревожит вопрос развития этой отрасли в целом. К сожалению, когда в 2011 году функцию технического осмотра передали в руки коммерческого сектора, потерялась функция надзора и контроля. Российский союз автостраховщиков загружен вопросами экономики непосредственно своего направления деятельности и такое большое количество пунктов технического осмотра, более 4 000, было контролировать сложно. В связи с этим, порадились простые «отъемы» денежных средств у граждан, по-другому я даже этот процесс не могу назвать. Граждане платили денежные средства за прохождение технического осмотра, а услугу не получали, что, вообще-то, сильно граничит с мошенническими действиями. МВД выступает в этом вопросе в роли стабилизатора отношений». 

Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков также отметил, что сегодня существует риск ажиотажа на услугу техосмотра: «Сейчас по всей России проходят совещания с участием ГИБДД, где РСА выясняет реальную ситуацию с операторами. Конечно, нас волнует неподготовленность операторов и вновь мы слышим, что в помещениях нет отопления, нет воды, нет канализации, хотя требования были изданы в сентябре 2020 года. Большая доля пунктов технического осмотра — это обычные гаражи, но в таких условиях сложно проводить качественный осмотр. Мы надеялись, что в крупных городах-миллионниках готовность операторов техосмотра будет высокой, но операторы опять не соблюдают требования и оказываются неготовыми. Перед всеми операторами была поставлена задача о предоставлении информации по координатам, по пропускной способности, техническим экспертам и сайтам. Эту информации нам предоставили более 4 тысяч операторов, и с 1 марта можно будет проводить проверки пунктов, исходя их той информации, которую предоставили операторы. Я хотел бы отметить, что на сегодняшний день работают 4 922 пункта технического осмотра, приостановлено 686 пунктов и аннулировано 1995. Те пункты, которые сегодня приостановлены, смогут со временем быть приведены в соответствие с требованиями. Мы обеспокоены с тем, что с 1 марта может не хватить пунктов технического осмотра по причине отказа предпринимателей работать в нынешних условиях и понимаем важность вопроса стоимости услуги технического осмотра. Операторы заявляют, что нынешняя стоимость услуги не обеспечивает их работу, не дает возможность платить зарплаты экспертам и брать в аренду техническое оборудование. Мы надеемся, что Федеральная антимонопольная служба сможет разрешить этот вопрос, но пока методика расчета не готова и риск ухода операторов с рынка остается высоким. Мы проверили работу технических операторов в крупных городах и особое беспокойство вызвала Москва. Многие операторы говорят, что они работают «на удаленке». COVID-19 не должен отражаться на процедуре проведения технического осмотра. А в некоторых удаленных регионах России вообще впервые слышат, что должны быть инженерные сооружения и оборудование непосредственно на пунктах. Надеемся, что операторы ускоренными темпами начнут выполнять новые требования».

Мнение представителя Федеральной антимонопольной службы по данному вопросу тоже удалось узнать. Вопрос ценообразования услуги технического осмотра прокомментировал начальник отдела машиностроения ФАС Никита Филиппов: «С сентября 2020 года ФАС разрабатывает методику, и в настоящее время она находится на финальном этапе утверждения. Необходимо отметить, что проблема низких цен на услугу технического осмотра, связана в первую очередь с тем, что органы исполнительной власти не пересматривали тарифы по действующей методике с 2011 года. Тарифы не индексировались даже на размер инфляции. Новая методика основана на методе доходности капитала, но сейчас очень важно довести мысль до органов исполнительной власти о необходимости пересмотра тарифа, даже на основе действующей методики. Проиндексировав тариф в Москве, цена за услугу техосмотра составит не 720 руб, а 1200 руб. Если каждый орган исполнительной власти в каждом субъекте Российской Федерации проиндексирует стоимость, то и у операторов появилось бы желание остаться в бизнесе. Мы так же прорабатывали возможность отмены предельного уровня размеры платы и поменять его на минимальный, но я полагаю, мы откажемся от этой идеи и оставим регулировать отрасль в разрезе предельного размеры платы». 

Отметим, что еще одна проблема заключается в том, что многие операторы пока не могут подключиться и использовать новую единую информационную систему техосмотра (ЕАИСТО-М) МВД. Официально система должна заработать с 1 марта вместе с реформой ТО, сейчас идет ее отладка. Проблемы возникают из-за неполной и некорректной информации об операторах, попавшей в ЕАИСТО из реестра РСА. Ранее МВД вложило в модернизацию информационной системы 80 млн руб.

Вас могут заинтересовать публикации:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика