Цифровизация транспорта в России и мире

В марте 2022 года правительство России утвердило программу экспериментально-правового режима по эксплуатации беспилотного транспорта. Согласно программе, беспилотные автомобили смогут эксплуатироваться с водителем-испытателем в салоне на улицах Москвы, в Иннополисе и федеральной территории «Сириус». Без присутствия в салоне водителя-испытателя — на территории Иннополиса и инновационного центра «Сколково».

Елена Викторовна Дуганова, кандидат технических наук, доцент Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова рассказала об этических проблемах цифровизации транспорта в России и мире и о том, с какими проблемами могут столкнуться передовые технологии при их внедрении.

«Сегодня учитывать этику в принятии повседневных решений значит предвидеть последствия, которые эти решения могут иметь для разных групп населения. Сейчас нормативное регулирование не всегда успевает за развитием технологий. Мировыми сообществами приняты несколько проектов стандартов в области искусственного интеллекта, в России данные принципы отображены в стратегии Развития искусственного интеллекта. Концепция работы транспортной отрасли в будущем предполагает уход от использования личных транспортных средств в сторону массовой эксплуатации коммерческого и общественного беспилотного транспорта. По сути, все сквозные технологии для инфраструктуры направлены на разработку цифровых двойников, создание умного города, умного региона, умной страны. Основные сквозные технологии для создания транспортной инфраструктуры в ближайшем будущем — big data, интернет вещей, технология беспроводной связи. Для создания цифровой транспортной инфраструктуру необходимо использовать одновременно более десятка технологий, составлять план внедрения в соответствии с уровнем развития каждой технологии. Больше половины технологий даже при успешном запуске возможно так и не достигнут плато производительности, то есть, не смогут быть реализованы и запущены в массы, даже несмотря на вложенные инвестиции в их развитие. 

Вполне вероятно Россия столкнется с тем, что условия организации транспортной инфраструктуры будут диктовать мировые концерны и те производители, которые первыми запустят серийное производство беспилотных автомобилей. Нужно понимать, что автопроизводители имеют максимальный доступ к  программному обеспечению в режиме реального времени. Если на российских дорогах будут автомобили иностранного производства, их производители будут иметь практически полноценный доступ к транспортной структуре страны. Принцип беспилотного транспорта завязан на том, что автомобили непрерывно обмениваются информацией друг с другом и с инфраструктурой. Утечка данных является одним из основополагающих вопросов этики цифровизации. Использование на дорогах России огромного количества беспилотных или высокой степени автономности автомобилей иностранного производства приведет к нарушению цифрового суверенитета страны».

Напомним, что Президент России Владимир Путин поручил правительству до 31 мая разработать комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования без водителей. Кабмин должен привлечь к этой работе представителей заинтересованных организаций.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика