Удастся ли России сохранить статус автомобильной державы?

Недавно Министерство промышленности и торговли РФ опубликовало проект стратегии развития российского автопрома до 2035 года. Согласно документу, автопроизводство в России смещается в сторону повышения уровня локализации автокомпонентов и создания технологического суверенитета в части автомобилестроения. Соответствующий проект документа был размещен на портале проектов нормативных правовых актов.

Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем» не стал делать окончательные выводы о реализации стратегии развития российского автопрома до 2035 года.

«Сейчас трудно делать серьезную оценку по данным сценариям, поскольку предыдущие периоды показывают, что, к сожалению, ни одна подобная программа до конца не была выполнена — ни программа газификации транспорта, ни предыдущая стратегия развития автопрома до 2025 года. Стоит отметить, что базовый сценарий основывается на базовых экономических показателях предыдущих пяти лет, однако пока никто не говорит, как вернуться к этим базовым показателям. Кроме того, много надежд и задач полагается на технологический суверенитет, который подразумевает локализацию всего, чего нам остро не хватает. Даже в этой программе, даже к 2030 году глубоко локализованный автомобилями называются автомобили со степенью локализации до 80%. В этой же программе прямо говорится о компенсации недостающих технологий прямыми закупками по импорту. То есть, импорт не считается табу в данной программе ни по части определенного вида комплектующих, ни по части закупки готовых транспортных средств. Я считаю, что это нормально и честно — интеграция с разными странами и разными производителями», — рассказал Максим Кадаков.

Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков поделился своими виденьем ситуации: «Я не исключаю, что состояние, в которое входит сейчас Россия, — это всерьез и надолго. Самый яркий пример такого состояния — Иран. То есть, что досталось на момент введения санкций, с тем и дальше жить — дорабатывать, перерабатывать, что-то из этого пытаться смастерить. Этот сценарий, на мой взгляд, сейчас самый возможный. В стране сохранились автомобильные ресурсы (инженерные, дизайнерские и технологические) только там, где смогли «выжить» предприятия, созданные во времена существования СССР — это АвтоВАЗ, УАЗ, КАМАЗ и так далее. А вот ничего нового в плане автопрома после развала Советского Союза в России построить не смогли. На АвтоВАЗе, наверное, можно еще возродить какую-то инженерную школу и не спеша, год от года что-то совершенствовать. Сложность в сложных компонентах — электронике и так далее, которые шагнули очень далеко за это время. Машины сейчас — это гаджеты. Это не простой автомобиль, на котором мы ездили 20 лет назад», — подчеркнул он.

С тем, что российские автопроизводители повторят путь иранских коллег, согласен и координатор общественного центра «Автомобилист» Дмитрий Клевцов. Он считает, что сейчас отечественные марки будут развивать уже имеющиеся платформы и, возможно, займутся выпуском реплик.

«Разработка автомобиля требует много времени и немалых затрат. При этом автомобиль нужно еще и продать. Большие расходы автопроизводителей скажутся на его стоимости. В результате чего автомобили снова станут предметом роскоши. Автомобили в ближайшее время станут менее безопасными. Так как в требованиях к автомобилю при техосмотре уже допускается подтекание жидкостей. Эксперт полагает, что те, кто эти нормы принимал и согласовывал, знали, что с конвейеров будут выходить такие машины, с недочетам. Также у российских автовладельцев станет меньше возможности покупать качественные оригинальные запчасти, что в свою очередь отразится на технической безопасности автомобилей», — считает Дмитрий Клевцов.

Напомним, что с начала года выпуск легковых автомобилей в России сократился на 64,2%. По сравнению с другими сферами промышленности сильнее всего от введенных санкций пострадала именно автомобильная отрасль. 

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика