Шеринговые транспортные системы в городе: перспективы

По оценке международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, объем экономики совместного потребления (шеринг-экономика, sharing economy) к 2025 г. достигнет $335 млрд против $15 млрд в 2015 году. За десятилетие своего существования экономика совместного потребления перестала быть финансовой теорией и чувствует себя все более мощной глобальной силой. На основании этой модели возникло множество бизнесов: поиск автомобилей с водителем (Uber и Lyft), кратковременная аренда автомобилей (каршеринг), совместное использование автотранспорта (карпулинг), совместное финансирование проектов (краудфандинг).

Татьяна Михеева, заведующая научно-исследовательским отделом комплексного развития транспорта Научно-исследовательского института  автомобильного транспорта рассказала о перспективах транспортных шеринговых системах и такси.

«На данный момент существует три вида шеринга. Каршеринг — вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой, обычно используемый для коротких внутригородских поездок. Райдшеринг — совместные поездки на автомобиле или другом транспортном средстве, где водитель может оказывать услуги такси. Карпулинг — совместные поездки на автомобиле или другом транспортном средстве, где пассажиры и водитель делят между собой расходы на поездку. Одним из главных достоинств каршеринга по сравнению с личным и общественным транспортом является оптимизация затрат за счет использования одного транспортного средства максимальным количеством пассажиров. Также среди них экономия на техническом обслуживании автомобиля, экономия на приобретении автомобиля, отсутствие забот о парковке и возможность брать разные виды автомобилей в зависимости от потребностей. Стоит отметить, что по мнению россиян развитие каршеринга сможет решить проблемы переполненного общественного транспорта, решить проблему парковок во дворах жилых домов и позволит сократить число личных автомобилей и улучшить экологию.

В связи с пандемией коронавируса, планы и расчеты российских и зарубежных коллег рушатся и терпят изменения. Если раньше шеринговая система часто являлась ключевой системой в рамках работы по обеспечению мобильности, то сейчас люди стали избегать как общественный транспорт, так и шеринговые услуги, пересев на личный транспорт. Рынок каршеринга рос на 50% ежегодно и сейчас претерпевает откат в развитии. Также, из-за резко возросшего рынка онлайн-доставки, мощности такси и шеринговых систем значительно выросли, однако это не касается перевозки пассажиров, а является частью коммерциализации отрасли. Отмечу, что по моему мнению, спрос на каршеринг будет расти, так как он экономнее и эффективнее использует общественное пространство, чем личный автомобиль, но скорее конкурирует с общественным транспортом, что вредит транспортной системе в целом».

Отметим, что в Москве услуга каршеринга заработала 5 лет назад. За это время было совершено более 130 миллионов поездок. Кроме того, в 2021 году в городе запустился сервис «Рули», который позволяет желающим сдать свой простаивающий автомобиль в аренду друзьям или знакомым.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика