Идея обогрева дорог: эффективно или нет?

Для борьбы с обледенением дорожной части и сугробами, из-за которых сужается проезжая часть дороги, российские инженеры предложили использовать электропроводящий бетон, говорится в исследовании специалистов из РосдорНИИ, передает телеканал RT. На поверхности электропроводящего цементобетона будет обеспечиваться таяние снега и льда.

Однако, со слов Технического директора федерального агрегатора технической помощи и эвакуации МЭТР Дениса Голосюка, широко обсуждаемое предложение подогревать дороги зимой — всего лишь часть дипломной работы, а не реальный проект. «Предположим, что в России всерьез решат отапливать дороги для борьбы со снегом и льдом на них. В этом случае такие дороги сначала придется построить (или реконструировать существующие), протянуть линии электропередач и соорудить множество трансформаторных подстанций вдоль дорог. К слову, протяженность дорог с твердым покрытием в нашей стране по итогам 2018 года достигла 1 млн 76 тыс. км. Важно также понимать, что дорожная отрасль у нас в основном «заточена» под строительство дорог с асфальтобетонным, а не цементобетонным покрытием. То есть для строительства обогреваемых дорог необходимо сначала технологически перевооружить дорожников. А еще построить дополнительные электростанции (которые летом будут простаивать?), ведь для растопки снега и льда на одном километре двухполосного шоссе за зиму потребуется минимум 180 мВт∙ч электроэнергии. Плюс потребление на прогрев самого бетонного покрытия и неизбежные утечки тепла в подстилающий грунт… Думается, уже понятно, что далее обсуждать подогрев дорог не имеет смысла».

Руководитель Аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова:

«Во всем мире наиболее распространенным средством борьбы с наледью по-прежнему остается способ с использованием реагентов, как наиболее дешевый и эффективный. Технология подогрева не получила широкого распространения в мире, потому что такая технология может быть эффективной и экономически оправданной только в случае использования «свободного тепла»: геотермальных источников или проходящих под дорогой теплотрасс. Такие дороги есть в Японии, но и то, они не проложены повсеместно, а сделаны только на небольших опасных отрезках дорог: спуски, подъемы, крутые повороты. Специально же жечь топливо, чтобы греть дорогу — экономически не выгодно и никто не делает. Кроме того, у «теплых» дорог есть свои технические ограничения. Такой подогрев может справиться с незначительной наледью, например, не дать замерзнуть туману или конденсату при попадании на переохлажденную поверхность под утро. Но в случае с интенсивными снегопадами или низкими температурами воздуха, тепла от поверхности не хватит и в данном случае, может только усугубить ситуацию. Слегка подтаявшие первый слой снега быстрее замерзнет. Такой эффект можно наблюдать на ступенях подземных переходов. Даже при незначительных снегопадах на них образуются ледяные «бугры». С сентября этого года национальный стандарт ГОСТ Р 50597 позволяет дороги с низкой интенсивностью движения (до 1500 автомобилей в сутки) содержать под уплотненным снегом. Остальные дороги должны быть очищены до асфальта, что является распространенным мировым стандартом к очистке дорог, так как наличие снега и льда в 3-4 раза повышает риск возникновения аварий».

Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), член Российской академии транспорта, д.т.н. Михаил Якимов:

«В Москве обустраивать проезжие части и тротуары с подогревом вполне возможно уже сейчас. В первую очередь это касается искусственных сооружений, которые оторваны от поверхности земли. Они подвергаются значительным температурным колебаниям. И как раз на них раньше появляется гололедица. Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели — наиболее дорогие транспортные сооружения. Их содержание требует внимания, квалификации, а также значительных ресурсов, сэкономить которые поможет обустройство тёплых дорог. Кроме того, использование тёплых дорог сведет к минимуму количество ДТП, возникающих из-за неудовлетворительного состояния проезжей части. А значит, косвенно это поможет сэкономить время других участников дорожного движения, которые страдают из-за дорожно-транспортных происшествий и вынуждены часами стоять в пробках. В особенности это касается такого мегаполиса, как Москва. Обустройство подогреваемых проезжей частей будет иметь не только прямые, но и косвенные плюсы для всех участников дорожного движения».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика