Меры государственной поддержки железнодорожного транспорта России

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года представляет собой первый в истории компании документ такой глубины планирования и широты охвата различных аспектов развития железнодорожного транспорта. Однако, в соответствии с планом компании большая часть ее инвестиций смещена на реализацию Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. О том, зачем ОАО «РЖД» необходима государственная поддержка долгосрочной программы развития и какие меры необходимо применять рассказали эксперты.

Юрий Завенович Саакян, генеральный директор АНО «Институт проблем естественных монополий»:

«Институт проанализировал документы федерального масштаба, которые содержат требования к железнодорожному транспорту в целом и ОАО «РЖД» в частности. В настоящее время действует 116 документов, в том числе документы высшего уровня — указы Президента и решения Правительства. Эти документы касаются всех направлений деятельности железнодорожного транспорта: инфраструктура, пассажирские и грузовые перевозки, подвижной состав и прочие направления. Доля железнодорожного транспорта в мерах поддержки транспортной сферы в период с 2008 по 2021 годы составила 19%. Из 984 млрд рублей, которые за этот период были выделены на поддержку транспортного сектора, железнодорожному транспорту досталось около 186 млрд. При этом, рассматривая меры поддержки тех или иных видов транспорта, получается, что инструментарий мер поддержки железнодорожного транспорта гораздо более узок.

Проанализировав документы, мы считаем, что целесообразно отменить уплату ОАО «РЖД» на дизельное топливо, которое используется в локомотивах. На текущий момент доходы от акцизов используются для финансирования содержания и реконструкции автомобильных дорог. Данные средства целесообразно направить на развитие железных дорог. Также целесообразно освободить от уплаты налога на имущество для новых инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта. Высвободившиеся средства могут быть направлены на реализацию инфраструктурных объектов, имеющих социальную и стратегическую направленность. Целесообразным будет также расширение участия бюджетной системы в развитии железнодорожной инфраструктуры для пассажирских перевозок, которая приносит совокупные эффекты государству и регионам.

Помимо этого, важным аспектом эффективности реализации долгосрочной программы развития железнодорожного транспорта является готовность отечественного железнодорожного машиностроения и поставлять серийную продукцию, и разрабатывать новую. Несмотря на непростой год, сумели представить несколько видов нового подвижного состава, совместно с ОАО «РЖД» провели целый ряд презентаций с участием будущих пассажиров».

Алексей Александрович Дружин, исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта:

«Крайне важным при рассмотрении законодательных инициатив, на наш взгляд, остается необходимость утверждения программных документов со стороны государства в сфере рыночных отношений. Для нас таким документом долгие годы была Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Приняты в ее исполнение целевые модели рынка. Сегодня существует долгосрочная программа развития РЖД, но она относится исключительно к работе компании ОАО «Российские железные дороги», а целый ряд остальных сегментов – рыночных или потенциально рыночных – у нас сегодня остается, по сути, без каких-либо векторов, которые государство могло бы заложить для их развития. Речь идет также про ремонтный рынок, рынок железнодорожного транспорта необщего пользования и целый ряд других вопросов. И, на наш взгляд, эти процессы можно объединить, должны быть взаимоувязаны законодательные инициативы с теми векторами, которые государство закладывало бы в развитие рынка. В качестве возможной рекомендации можно было бы рассмотреть рекомендацию правительства и вернуться к разработке целевой модели рынка на железнодорожном транспорте, что действительно позволило бы нам искать сбалансированные решения». 

Напомним, что целью стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года является формирование условий для транспортного обеспечения социально-экономического роста в России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения. Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации — основы транспортной инфраструктуры страны — играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста государства.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика