с 1 апреля 2021 года изменятся правила сдачи экзамена на водительские права

С 1 апреля 2021 года в России вступит в силу новый регламент сдачи экзамена на водительское удостоверение. Изначально предполагалось, что изменения вступят в действие 1 октября 2020 года, но из-за эпидемии коронавируса дату вступления нового регламента в действие перенесли на полгода. По состоянию на начало марта 2021 года проект изменений опубликован, но не подписан и находится на согласовании в Минюсте. Регламент предусматривает ряд серьезных изменений, таких как отмена «площадки», видеофиксация экзамена и уменьшение количества «непростительных» ошибок .

Экзамен, который раньше состоял из трех этапов — теория, «площадка» и город, стал на один этап короче — из него исключили «площадку». Теперь кандидатам предстоит демонстрировать навыки вождения автомобиля в городе, в том числе показать элементы, которые раньше проверялись на площадке, например, параллельную парковку. Нововведением стала обязательная видеофиксация не только практической части экзамена, но и теоретической части. В новом регламенте появились отдельно прописанные навыки, которыми должен обладать кандидат в водители при прохождении экзамена. Большинство из этих навыков будущие водители показывали на площадке: парковка задним ходом с поворотом на 90 градусов, параллельная парковка, остановка и начало движения на подъеме и на спуске.

Сомнительными по мнению экспертов являются нововведения обязательного умения разворачиваться в ограниченном пространстве или при ограниченной ширине проезжей части с использованием движения задним ходом, проезжать регулируемые и нерегулируемые перекрестки, железнодорожные переезды, обгонять и опережать транспортные средства, а также перестраиваться на дороге с двумя и более полосами. Союз автошкол Москвы говорит о четырех видах ошибок, где не хватает конкретики:«выбор скорости движения без учета дорожных и метеорологических условий»; «не обеспечил контроль отката стояночным или рабочим тормозом»;«не пользуется зеркалами заднего вида»; «неправильно оценил дорожную обстановку». Эти пункты не имеют четких критериев оценки со стороны экзаменатора и разъяснений допустимых параметров, что приведет к невозможности объективно оценить кандидата в водители и исключит возможность обжалования неправильно выставленных штрафных баллов.

Одно из знаковых нововведений в регламенте — выдача водительских права несовершеннолетним. Для этого нужно согласие одного из законных представителей кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу удостоверения. Документ предоставляется заявителям в возрасте от 16 до 18 лет. 

В конце февраля, на круглом столе «Об общественном контроле порядка подготовки водителей транспортных средств», заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с с общественными наблюдательными комиссиями Александр Холодов рассказал, что считает необходимым сделать так, чтобы обучение в автошколах было продуктивным, а бизнес не стал излишне зарегулированным:«Лично мое мнение — автошколы надо отпустить в свободное плавание, но при этом жестко контролировать, что получается на выходе. Если человек не может сдать экзамен, то, возможно, его надо доучивать за счет автошколы. Может быть, надо ввести какие-то вступительные экзамены в автошколы, ведь бывает, что человек вообще непригоден для вождения и обучения. Я считаю, что автошколы можно контролировать в меру, но оценивать качество итоговых знаний студента. Если автошкола учила по своей методике, а человек так и не научился — пусть автошкола доучивает за свой счет, как в законе о защите прав потребителей. Может быть, надо установить различную стоимость и сроки обучения — кому-то достаточно нескольких видеоуроков, каких-то экспресс-курсов, а кому-то надо учиться не меньше года. то есть, применять дифференцированный подход». 

Член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Владимир Коробчак также отметил ряд недочетов в новом регламенте: «И у автошкол, и у сотрудников ГИБДД много вопросов вызывает новый регламент проведения экзамена на водительские права.  Все эти документы не проходили общественную экспертизу на фазе нулевых чтений, при их принятии не учитывалось мнение профессионального сообщества. Критику вызывают такие вопросы, как порядок взаимодействия с автошколами, в котором вообще не прописаны права учреждений, порядок оплаты госпошлины и предоставления возможности сдачи экзамена в ГИБДД и сроки прекращения порядка взаимодействия автошколы с учениками. Недоработанных вопросов много, и мое предложение — рассмотреть все эти документы в порядке проведения общественной экспертизы и результаты представить в соответствующие органы для внесения корректировок и изменений». Владимир провел аналогию между вступлением нового регламента сдачи экзамена в ГИБДД и новым регламентом технического осмотра транспортных средств. По его мнению, оба документа недоработаны. 

По мнению председателя правления Национального союза ассоциаций автошкол Елены Зайцевой, есть три основные проблемы в сфере деятельности автошкол и подготовки водителей: не соответствие программ обучения современным требованиям к водителям и дорожной обстановке, отсутствие системной подготовки инструкторов, качество экзаменов в ГИБДД и качество допуска к экзамену. «По новому регламенту условия экзамена в условиях реального движения на права категории В выглядят более щадящими, чем действующие сейчас. Также, сокращение срока предоставления информации об обучающихся может стать проблемой. На практике информация об учебной группе формируется в течение одной-двух недель — не все сразу предоставляют весь пакет документов. Вероятно, ГИБДД хочет проконтролировать учебный процесс с самого начала, чтобы исключить случаи незаконной покупки свидетельств об окончании автошколы без фактического обучения. Они хотят видеть, кто реально посещал курсы и учился», — поясняет Елена Зайцева.

Отметим, что автошколы выступали с критикой ряда положений нового регламента МВД по сдаче экзаменов на водительские права. Так, представители Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) спросили, как экзаменатор должен проконтролировать выполнение маневра «постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов» или разворот «в ограниченном пространстве» при движении задним ходом. В первом случае возникает вопрос, как и чем измерить указанный угол? Во втором – какое пространство считать ограниченным? Если при экзамене на площадке данные фигуры можно было установить заранее, по утверждённым размерам, при помощи конусов, то в условиях городского маршрута сделать это не получится. 

Вас могут заинтересовать публикации: 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика