Разработка правил езды на электросамокатах, сегвеях, гироскутерах и моноколесах

Правила езды на электросамокатах, сегвеях, гироскутерах и моноколесах планируют разработать в Общественной палате Москвы и направить в Госдуму и министерство транспорта Российской Федерации уже этой осенью, сообщает Агентство городских новостей «Москва».

«Нужно четко и ясно разработать стандартные правила для участников движения на различных видах микромобильности — электросамокатах, сегвеях, гироскустерах, электрических моноколесах и так далее. Туда могут войти скоростные ограничения, ограничения по разрешенным зонам использования того или иного вида микромобильности. Нужно срочно принимать меры, но поскольку эти полномочия федеральные, а не региональные, я думаю, что мы где-то в конце сентября — в октябре подобное обращение c просьбой урегулировать данную сферу или конкретными предложениями по правилам направим в профильный комитет по транспорту Госдумы и Минтранс РФ», — сказал заместитель председателя комиссии по транспорту Общественной палаты Москвы Норайр Блудян.

Комментарий эксперта

Президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Головченко

В последнее время на чём только не передвигаются наши сограждане: самые разные велосипеды и самокаты, моноколёса, гироскутеры, скейтборды, сегвеи и т.д. Но так ли это безопасно? В городах строятся новые велодорожки для данного транспорта. Зачастую можно увидеть, как по широким велодорожкам спокойно прогуливаются пешеходы, а люди на «колёсах» вынуждены лавировать между прогуливающимися. Электросамокаты и электровелосипеды могут развивать скорость до 30 км/ч, что не так уж и мало само по себе. Данная проблема стоит не только в нашей стране, портативный скоростной бум захватил весь цивилизованный мир. И пока наши законодатели думают, как призвать к порядку любителей быстрой езды на «подручных средствах», в других странах эту проблему начали решать. Вызвано это увеличившимися нарушениями правил дорожного движения. Взять, к примеру, Нидерланды. Велодорожки здесь не только проложены вдоль автомобильных дорог, для них еще существует отдельный светофор, а в некоторых городах автомобильное движение резко ограничено. Министерство транспорта совместно с МВД Франции разработали ряд пунктов, которые придется соблюдать владельцам электросамокатов. Им запрещено ездить по тротуарам, не оснащенным велодорожками. Они должны будут передвигаться по автомобильным дорогам, на которых установлен скоростной режим до 50 км/час. Пользоваться электросамокатами можно будет детям старше 8 лет, при этом в возрасте до 12 лет они должны будут носить на голове шлем. При их использовании запрещено пользоваться приборами, которые ограничивают слышимость, например, наушники. Они должны быть оборудованы фонарями на задней и передней части. Кроме того, в условиях низкой видимости, пользователи электросамокатов должны надевать на себя светоотражающий элемент.

В Бельгии, согласно правилам дорожного движения, если велосипеды, электросамокаты и т.д. передвигаются со скоростью не превышающей скорости бегущего человека, т.е. 5 км/ч, они могут передвигаться по тротуарам и соблюдать все правила дорожного движения, которые относятся именно к пешеходам. Если их скорость превышает скорость бегущего человека, они должны подчиняться правилам, регламентирующим использование велосипедов, и для передвижения использовать велодорожки или полосы для велосипедистов на дорогах. Кроме того, они должны быть оборудованы фонарями белого или желтого цвета впереди, и красного сзади. Фонари должны использоваться не только в темное время суток, но в условиях видимости менее 200 метров. Максимально-допустимая скорость транспортного средства, оборудованного мотором мощностью, не превышающем 0.25 кW и который останавливается при помощи педали — 18 км/час. За превышение данной скорости, согласно информации размещенной на сайте: https://www.trottishop.be/que-dit-le-code-de-la-route-pour-lutilisation-des-trottinettes-electriques-en-belgique/, полагается штраф в 58 евро.

В остальной части континентальной Европы скорость ограничена 25 км/час. Как следует из вышесказанного, мы не являемся Колумбами и не изобретаем велосипед. Этот этап уже пройден в других странах. И все-таки что бы хотелось увидеть при разработке нового законопроекта:

  1. Необходимо дать четкое определение, для каких видов транспорта будут предусмотрены нововведения. Чтобы под перечень не попали машинки для малышей, приводимые в действие электромотором.
  2. Обязать застройщиков жилых кварталов при проектировании предусмотреть выделенные дорожки для портативного вида транспорта. По возможности, его надо отделять и от пешеходов, и от машин. Причин для этого несколько. По велодорожкам передвигаются не только опытные велосипедисты и взрослые на электросамокатах, но и школьники, в том числе младшего школьного возраста. Риск получения травмы или гибели ребенка под колесами автомашины возрастает, если велодорожка не отделена от проезжей части. С другой стороны, по тротуарам прогуливаются мамы с малышами, пожилые люди и просто пешеходы, которые в своей задумчивости порой не замечают окружающих. Следовательно, риск незаметно забрести на велодорожку и пострадать от проезжающего велосипедиста тоже велик. Необходимо предусмотреть ответственность пешеходов, передвигающихся по велодорожкам, тем самым создающим опасность как для самих пешеходов, так и для участников движения. Велодорожки должны быть хорошо определяемые и иметь соответствующее обозначение и оборудованы дорожными знаками. В случае выхода велодорожки на проезжую часть, бортовая часть дороги должна быть оборудована соответствующими знаками для автомобилистов. На самой дороге часть, выделенная для велосипедов и иных транспортных средств, типа электросамокатов, должна быть четко обозначена.
  3. Необходимо ввести ограничение скорости передвижения на данных видах транспорта. Сделать, например, как во многих европейских странах, ограничение скорости 25 км/час, по крайней мере если велодорожка – часть тротуара и не имеет разделительной полосы.
  4. Нужно обозначить ответственность владельцев портативных транспортных средств, и выделить их в отдельную категорию: они уже не пешеходы, но еще и не машины. 
  5. Данные транспортные средства должны быть оборудованы задними и передними фонарями, а также, по возможности, звуковыми сигналами для предупреждения о приближении. Понятно, что колесо без ручки таким сигналом не оборудуешь, но вот самокат и сегвей можно.
  6. Обязать ношение касок на участников движения до 12-14 лет. А также установить минимальный возраст, с какого можно пользоваться портативным электрическим транспортом. Это связано в первую очередь с тем, что маленькие дети не способны оценить степень риска
  7. Обязать участников движения носить светоотражающие элементы, чтобы быть замеченными в темное время суток или в условиях плохой видимости.
  8. Необходимо ввести запрет на использование предметов, ограничивающих зрительный обзор или слуховое восприятие. Это необходимо сделать в первую очередь в интересах самих водителей.
  9. Не плохо было бы ввести изучение правил дорожного движения для подростков. Именно они любители полихачить. Не мешает им знать и про ответственность за лихачества. Общественники предлагают разделить все портативные транспортные средства на три категории:  для детей младше 14 лет и с допустимой скоростью до 14 км/ч,  для тех, кто старше 14 лет и на транспортных средствах с допустимой скоростью до 20 км/ч  для транспортных средств со скоростью свыше 20 км/ч.

Закон не должен ложиться новым финансовым бременем на плечи населения, он не должен создавать препятствия развитию этих экологических видов транспорта. Он должен стимулировать отказ людей от автомобилей в условиях города, тем самым снижать транспортную нагрузку на наши улицы, способствовать снижению выброса СО2 в атмосферу. К примеру, некоторые Европейские предприятия выплачивают дополнительную премию сотрудникам, которые добираются до работы не на машине. Следовательно, такой законопроект должен будет затронуть не только правила Дорожного Движения, КоАП и УК, но и налоговый кодекс РФ как стимулирующий инструмент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика