Развитие городского электрического транспорта

В Казани в последний день работы форума Общественной палаты РФ «Сообщество» прошел круглый стол «Развитие городского электрического транспорта в контексте повышения его привлекательности для пассажиров». Общественники и представители органов власти обсудили проблемы эксплуатации трамваев и троллейбусов.

Член Комиссии Общественной палаты России по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов подчеркнул, что вопрос развития электротранспорта необходимо решать комплексно по всей стране. В таком случае легче найти источники финансирования и уникальные решения. По его словам, сейчас множество госпрограмм по развитию транспорта в городах.

«В Москве обновили 13 километров трамвайных путей. Трамвай при этом был назван самым эффективным городским транспортом: его вагон может перевезти в три раза больше пассажиров, чем автобус. Хотелось бы, чтобы во всех городах России, где ходят трамваи, было бы так, как в Москве. При этом власти должны обращать внимание, что критерий эффективности не только появление новых вагонов, но и грамотная оценка пассажиропотока, комфорт и удобство пассажиров. Например, власти обычно не хотят тратиться на кондиционеры, хотя летом во многих регионах бывает довольно жарко и душно. Но преобразования в транспортной сфере должны учитывать и это тоже», — сказал Илья Зотов.

По словам директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Сергея Семенова, на 10 млрд рублей можно обновить 1150 транспортных средств. Дополнительно 44 миллиарда рублей выделяют из Фонда национального благосостояния России. Это позволит обновить более 2,6 тысячи единиц транспорта. Он отметил, что в отрасли много проблем, в том числе и изношенность подвижного состава. Сейчас на федеральном уровне регионам выделяют деньги для обновления общественного транспорта.

Вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Александр Морозов добавил, что передавать организацию общественного транспорта в частные руки — не лучшая идея.

 «На автобусах выбросы в четыре раза меньше, чем на личном автомобиле. Этот же показатель на электрическом транспорте будет в 10 раз меньше. Общественный транспорт надежнее, экологичнее и безопаснее. Никакого рынка в этой отрасли быть не может, потому что частнику не выгодно подавать дополнительный транспорт в часы пик, ровно как и везти пассажиров в отдаленные районы. Частник никогда не будет заботиться о безопасности и удобстве пассажиров. Транспорт все равно, что водопровод или электричество. Без него город не проживет. Поэтому при застройке городов мы должны планировать транспортную сеть по стандарту качества, и этот стандарт должен быть незыблемым. Это нужно понимать властям», — сказал Александр Морозов.

Заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков пояснил, почему для развития транспорта важно качество градостроительного планирования: «Качество градостроительного планирования — важная вещь для развития транспорта. Именно на уровне планирования должны быть продуманы пассажиропотоки. Например, в Республике Татарстан есть три крупные трамвайные системы и крупная троллейбусная. Но в самой Казани все равно не самая лучшая ситуация с трамваями по соотношению вагонов и численности населения. Или Волгоград: в городе существует подземный трамвай, на который было потрачено много средств. Однако люди упорно пользуются наземным транспортом, потому что им удобнее ехать без пересадок», — подчеркнул спикер.

О «сером» рынке в общественном транспорте рассказал Александр Смирнов, член координационного совета Общероссийского народного фронта по вопросам общественного транспорта: «Существенным барьером для обновления отрасли является высокий уровень серости рынка, что опасно для пассажиров. Наличие серой зоны приводит к отсутствию в регионах бюджетных средств. В ходе мониторинга мы выяснили, что 42 процента из всех поездок были осуществлены за наличные, а на запрос билета был получен отказ. Частники также нарушают распределение труда и отдыха водителей: они работают в несколько смен. Из опрошенных 80 тысяч водителей половина призналась, что получают заработную плату в конверте. Такая ситуация препятствует приходу в отрасль высококлассных специалистов, что снова влияет на качество услуг и жизни граждан. Мы рекомендуем провести мероприятия по профилактике и выявлению незаконных схем». 

Напомним, что с начала 2022 года в России официально началась модернизация трамвайного парка. Правительство подписало все разрешающие документы. На проект выделено 400 млрд рублей. Участниками программы станут 13 городов. Каждая городская электротранспортная система получит свою выплату, ведь все зависит от протяженности путей и степени износа. Так, например, Нижнему Новгороду выделили 42,5 млрд, а Курску – 12,4 млрд.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика