Статистика каршеринга: пользователей становится больше, а уровень аварийности остается прежним

Экспертный центр «Движение без опасности» представил результаты исследования «Вопросы безопасности в сфере каршеринга». В нем проанализированы данные за 2018-2019 годы по развитию сферы услуг краткосрочной аренды автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге, портрет среднестатистического водителя каршеринговых автомобилей, статистика ДТП с участием автомобилей каршеринга, кроме того, был исследован спектр решений операторов каршеринга для контроля за безопасностью поездок. Источниками данного исследования являлись базы ГИБДД, ЦОДД города Москвы, Департамента транспорта Правительства Москвы и компаний-операторов каршеринга. Эксперты пришли к выводам, что с 2018 по 2019 годы роста уровня аварийности каршеринга не произошло — количество аварий растет пропорционально с увеличением числа парка автомобилей и пользователей. Чаще всего виновниками ДТП с пострадавшими становится самая малочисленная аудитория сервиса — арендаторы в возрасте от 18 до 25 лет.

Количество ДТП с участием автомобилей каршеринга за 2019 год выросло на 340%. Однако число пользователей сервиса за это время увеличилось в 4 раза. Парк автомобилей только в Москве вырос на 100%. Таким образом, рост числа ДТП с участием каршерингового транспорта напрямую связан с общим ростом числа пользователей сервиса, уровень аварийности остается прежним, а в некоторых сегментах показывает даже отрицательную динамику. Так, в 2018 году на 1000 пользователей сервиса каршеринга приходилось 2,02 ДТП, в 2019 году – 2 ДТП. Профиль нарушений правил дорожного движения пользователями каршеринга и теми, кто управляет личным автомобилем, практически полностью совпадает, но водители арендованных автомобилей значимо реже выезжают на встречную полосу или нарушают правила расположения на проезжей части. По данным ГИБДД МВД РФ 78% ДТП с пострадавшими по вине водителей каршеринга в 2019 году произошли при участии арендаторов автомобиля в возрасте 18-25 лет, со стажем вождения от 2 до 5 лет. Как выяснили эксперты центра «Движение без опасности», именно эта возрастная категория молодых водителей пользуется услугами каршеринга наиболее редко и составляет всего 6% пользователей. В целом же у 18% пользователей каршеринга стаж вождения составляет от 2 до 5 лет. Подавляющее число водителей каршеринга (73%) имеют возраст от 26 до 45 лет и опыт вождения — от 5 до 25 лет. По данным Департамента транспорта Правительства Москвы, средний водительский стаж московского пользователя каршеринга составляет 8 лет.

Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников считает, что типовые проблемы с безопасностью в сфере каршеринга не всегда можно решить исключительно регуляторными мерами, в частности штрафами и ограничениями в работе операторов. «Часто более эффективны технологические решения, такие как системы предупреждения о нарушении дистанции и превышении допустимой скорости движения, тестирование новых пользователей на знание ПДД, анализ манеры вождения водителей в режиме реального времени и другие. Ряд мер, которые предпринимаются в западных каршеринговых компаниях, может быть полезен и на российском рынке. Например, использование в автопарках автомобилей с мониторингом слепых зон, системами адаптивного торможения, вознаграждение водителей, не пользующихся мобильным телефоном во время поездки — это может отслеживаться приложением, – отмечает Мельников. Учитывая статистику нарушений водителей, приведших к ДТП, данные по аварийности, социально-демографические характеристики водителей и другую информацию из отчета, специалисты экспертного центра считают необходимым разработать проекты, направленные на проработку факторов риска для водителей каршеринга. Например, обучение водителей соблюдению безопасной дистанции, безопасному маневрированию в потоке, выбору безопасной скорости движения в зависимости от местонахождения и плотности и скорости потока, безопасному проезду перекрёстков, профилактику отвлечения внимания от вождения, программы для начинающих водителей».

По результатам опроса, среднестатистический пользователь каршеринга – семейный работающий россиянин, с доходом выше среднего, высшим образованием, в возрасте около 30 лет и стажем вождения около 8-10 лет. У подавляющего большинства водителей, 93% опрошенных, есть в семье собственный автомобиль, что позволяет предположить, что автомобиль каршеринга они используют в качестве подменного в случае, когда неудобно или невозможно использовать собственный. По данным экспертов, в Москве около 24 тысяч автомобилей каршеринга могут заменить до 150 тысяч личных автомобилей. При этом, о полном замещении каршерингом личного транспорта пока говорить рано. Согласно оценкам, доля ежедневных поездок на каршеринге относительно всего легкового транспорта пока незначительна — около 4%. Такой низкий показатель объясняется тем, что услуга находится в стадии становления, и пока сервис не может рассчитывать на интерес со стороны той части аудитории, которая уже приобрела автомобиль и пользуется им в настоящее время на постоянной основе. Развитие альтернативных видов транспорта, в том числе каршеринга, постепенно меняет поведенческие паттерны автомобилистов. За последний год 45% автомобилистов снизили количество поездок на личном автомобиле, но только 7% готовы полностью отказаться от такого средства передвижения.

Вам могут быть интересны публикации: 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика