Перспективы и проблемы развития отрасли утилизации автомобильных шин

Специалисты независимого исследовательского агентства Emissions Analytics пришли к выводу, что автомобильные шины загрязняют окружающую среду в тысячу раз больше, чем выхлопы автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Согласно исследованиям, полимерная пыль, образующаяся при торможении, равно как металлическая крошка, образующаяся в результате трения колодок о тормозные диски, а также асфальтовая, возникающая от износа дорожного покрытия, очень серьезная и пока не решенная и даже не обозначенная экологическая проблема, заключают эксперты. Более того, эксперты отмечают, что такого рода загрязнение на данном этапе не представляется возможным эффективно регулировать в отличие от выбросов выхлопных газов, которые удается минимизировать принятием соответствующих ограничений. Именно поэтому единственное, что возможно предпринять — правильная утилизация автомобильных шин.

О том, какие перспективы и проблемы развития отрасли утилизации шин сегодня существуют рассказал председатель Дорожно-транспортного отделения Российской академии транспорта, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Техносферная безопасность» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), президент ассоциации «Шиноэкология» Юрий Васильевич Трофименко

«Существует ряд особенностей отходов от использования шин. Во-первых, отходы от использования шин не относятся к категории твердых коммунальных отходов, поскольку они не образуются в жилых помещениях. В отношении данной категории отходов не стоит вопрос снижения коммунальных платежей с населения за счет средств расширенной ответственности производителя. Во-вторых, утилизация отходов от использования шин предполагает преимущественно рекуперацию — технологии механического дробления, пиролиза, сжигания в цементных печах с получением продукции. Ввиду существующих высоких требований к качеству и безопасности материалов для производства шин, вторичное сыре, образующееся при переработке изношенных шин, практически не используется в производстве новой шинной продукции. Таким образом, в отношении шин не применимы классические принципы циклической экономики».

Юрий Васильевич также назвал пути решения проблемы утилизации шин и отметил особую важность ситуации, ввиду ухода с российского рынка некоторых зарубежных компаний по производству шин.

«Во-первых, решением проблем обращения с изношенными шинами является стимулирование развития системы сбора шин. В частности, на сегодняшний день отсутствует механизм регулирования утилизации шин, комплектующих автомобили, а также в целом остановлена государственная программа по утилизации автомобилей в Российской Федерации. 20-25% шин, реализуемых на территории РФ, не попадают под декларацию, подаваемую производителями шин. Также необходим мониторинг существующей инфраструктуры сбора шин, покрышек, камер в субъектах Российской Федерации и обеспечение инфраструктурой сбора шин граждан с указанием ответственных, стоимости и сроков выполнения работ. 

Вторая часть решений проблем обращения с изношенными шинами связана с поддержкой предприятий по утилизации шин. Необходимо оценить наличие инфраструктуры для утилизации шин, покрышек, камер в субъектах Российской Федерации, разработать программы реконструкции и модернизации предприятий отрасли. Также необходимо стимулировать использование продуктов, получаемых при утилизации шин — резиновая крошка, резиновый порошок, углерод — в рамках импортозамещения в отраслях нефтехимического сектора, в дорожном хозяйстве, например, при создании дорожных или спортивных покрытий, оформления пешего, авто- и велодорожного сообщения.

Целесообразным является внедрение мер по продлению жизненного цикла шин. Процессы восстановления и ремонта шин продлевают срок их эксплуатации как минимум в 1,5 раза. Аспект применения восстановленных шин достаточно широк, в особенности сверх крупногабаритных шин и авиационных, которые восстанавливаются по несколько раз. С марта 2022 года некоторые зарубежные компании по производству шин приостановили свою деятельность на территории России, поэтому возросла значимость восстановления и ремонта изделий. Между тем, в России имеется лишь 20 линий по восстановлению шин, которые производят 500-600 тыс. шин в год, т.е менее 1% от ежегодных продаж новых шин».

Отметим, что в России продолжают дорожать автомобильные шины. За март 2022 года стоимость шин увеличилась на 10-30%. Напомним, что в России приостановили деятельность сразу несколько производителей автомобильной резины. Не работают Continental, Yokohama, Pirelli, Michelin, Bridgestone. Продолжают пока производить резину для автомобилей Nokian Tyres и Кама.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика